Пиаром по безденежью

[Обзор прессы]

На Вологодчине оптимизировали затраты на пиар областной власти.

Согласно официальным данным, в 2014 году областное правительство планирует потратить на поддержку СМИ 28,4 млн руб. против 29,1 млн. в годом ранее.

По данным Slon.ru, фактически в прошлом году было потрачено 186 млн. Но тут, видимо, вопрос, как всегда, в методике подсчёта. По данным ресурса, в 2012 году на то же самое было потрачено 148 млн руб, а в 2011-м — 199 млн. Впрочем, ресурс подсчитывал расходы «на имидж губернатора». Вполне вероятно, что в эти суммы входят не только расходы на прессу, но и что-то другое.

Государево око

Затраты регионов на финансирование СМИ оказались под пристальным вниманием, как водится, после соответствующего выступления президента Владимира Путина. В декабре прошлого года на форуме ОНФ главе государства пожаловались на сахалинского губернатора Александра Хорошавина — якобы тот собирался потратить на «улучшение собственного имиджа» 680 млн руб. за три года, напоминает сайт ОНФ. По данным аналитиков, это могло стать причиной конфликта с федеральным центром из-за споров, где строить терминал сжиженного природного газа — на Сахалине или в соседнем Приморском крае. Александру Вадимовичу прочили даже скорую отставку. Но спустя полгода он по-прежнему на своём посту.

После этого Владимир Путин поручил регионам представить информацию о том, сколько же они тратят по этой статье. Как выяснилось, в некоторых регионах платят больше не региональным СМИ, а федеральным. Например, по данным ОНФ, такая ситуация сложилась в Мурманской области.

В апреле в ОНФ подвели итоги мониторинга после того, как регионы отчитались об исполнении пожелания главы государства. «Больше всего регионы готовы тратить на телевидение и радио — 50 закупок на сумму более 160 млн 585 тыс. рублей. Еще 263 млн 583 тыс. рублей решено израсходовать на печатные СМИ, а также на услуги интернет-СМИ, информагентства и пиар-акции», — сообщает сайт ОНФ.

Как сообщали в январе этого года «Известия», траты регионов на поддержку СМИ планируется ограничить. Соответствующий документ разрабатывают в Минфине. «Некоторые губернаторы тратят сотни миллионов, а зачастую и миллиарды, скупают полосы во всех СМИ и публикуют материалы о том, какие они хорошие, — цитировало издание представителя министерства. — Это надо прекратить. Если есть у тебя региональное подконтрольное издание, то оно и работает на твой имидж. Финансовая поддержка других СМИ не под запретом, только не с формулировкой «затраты на имидж и пиар».

Зачем прессе деньги

Когда в областном правительстве начинают разъяснять, зачем вообще давать государственные деньги СМИ, то ссылаются на областной закон «Об информационном обеспечении на территории области». Он предусматривает выделение денег отдельным изданиям на финансирование размещения совершенно определённой информации, которая относится к компетенции органов власти. Речь может идти о публикациях о спортивных состязаниях, культурной жизни, деятельности НКО и т. п. Выделяются деньги также и на освещение деятельности тех или иных органов власти.

Кроме того, прессе за счёт бюджета могут выдаваться гранты. Созданные в их рамках материалы могут вообще не относиться к деятельности органов власти. К примеру, два года назад «Премьер» в рамках одного из грантов еженедельно готовил материалы о существующих в нашей области НКО.

Финансирование для СМИ распределяется на конкурсной основе. «Для конкурсного отбора проектов СМИ создаётся экспертный совет в составе двенадцати человек из числа представителей Законодательного Собрания области (4 человека), органов исполнительной государственной власти области (4 человека), представителей общественных организаций (4 человека)», — поясняют в управлении информационной политики областного правительства.

Объём предоставленных каждому изданию средств на текущий момент определяется, как сообщают в правительстве области, «пропорционально объёму фактически выполненных работ». Причём публикации осуществляются в соответствии с календарным планом.

В списке СМИ, которые получают финансирование из областного бюджета, — несколько десятков названий. Из них 26 — районные газеты, ещё 2 — сокольские районные радио и телевидение. Их перечень не претерпел за прошедший год никакого изменения.

Гораздо интереснее изучать изменения, произошедшие за год в списках вологодских и череповецких масс-медиа. По сравнению с 2013 годом в этом году лишились поддержки 3 радиостанции, 2 телеканала и 2 газеты. Обрели поддержку 2 газеты, 2 телеканала и 1 журнал. Причём названия некоторых из них ни о чём не говорят массовому читателю.

Ниже плинтуса

При этом, по данным экспертов, в последние месяцы вологодский рынок прессы заметно «просел». Речь идёт о пятилетнем минимуме продаж в мае. Пик продаж был в феврале-марте 2012 года, после этого идёт неуклонное снижение. Общую тенденцию к снижению продаж «бумажной» прессы во всём мире связывают как с массовым уходом читателей в Интернет, так и с ростом цен на печатную продукцию.

В этом году сезонное снижение обусловлено также и общим экономическим спадом. К тому же «тёплый» сезон начался раньше обычного, и многие традиционно уехали на лето в сельскую местность. В районах ситуация ещё тяжелее: раньше летом там был подъём продаж за счёт приезжих из крупных городов. Теперь такого не наблюдается.

По экспертным оценкам, в мае в Вологде продано 50 тысяч экземпляров местных газет — городских и областных. В апреле, по тем же оценкам, объём продаж составил почти 68 тысяч экземпляров. Такой спад, напомним, объясняют дачным сезоном и отпусками. Для сравнения, в мае прошлого года было продано почти 83 тысячи экземпляров газет, что почти не отличалось от апрельских продаж.

За июнь и июль прошлого года сокращение продаж составило 30%. «До этого было падение по 15% каждый год», — уточняет эксперт.

Для сравнения, месяц назад эстонское подразделение портала «Delfi» опубликовало данные об изменении официальных тиражей местной русскоязычной прессы. В течение апреля снизились тиражи почти всех русскоязычных изданий, кроме «Postimees». Более чем на 2/3 снизился тираж издания «Деловые ведомости». Спад у остальных изданий оказался не столь заметным.

В мировой практике есть немало примеров косвенной господдержки торговцев газетами и журналами. Кое-где в Европе даже введены дополнительные меры по поддержке журналистов и отдельных изданий в виде налоговых послаблений. В России же, как заявляют эксперты, кроме постоянного давления, не ощущается ничего.

Автор:
Владимир Пешков
Источник:
газета "Премьер"