Чему не учат в школе

[Обзор прессы]

Выпускники российских школ в среду 11 июня сдают последние ЕГЭ – по обществознанию и химии. Пригодятся ли им полученные знания и навыки на практике, или реальность предъявляет иные требования?
 
Результаты недавно проведенного порталом SuperJob.ru опроса показали, что нынешние выпускники российских школ значительно чаще, чем в прошлые годы, собираются поступать в колледж или техникум – примерно каждый пятый.

С одной стороны, это известная еще в советские годы уловка: сначала поступить в техникум, а по окончании его – дальше по профилю в вуз, иногда сразу на второй курс. С другой стороны, вполне вероятно, что эта тенденция объясняется желанием современных родителей дать ребенку возможность проявить самостоятельность и получить не только профессию, но и некие жизненные навыки, которые, увы, массовая российская школа не дает.

Несмотря на то, что в учебниках для второклассников есть задачки про то, из скольких картофелин можно сделать пюре и как купить проездной билет в метро, международное исследование PIAAC, в котором Россия участвовала впервые, показало, что по математической грамотности россияне демонстрируют средний уровень среди стран – членов ОЭСР. Правда, по грамотности в области чтения их результаты выше среднего балла (275 против 273). Самые высокие показатели у Японии, Финляндии и Нидерландов.

На первый взгляд, звучит неплохо, однако не так уж и хорошо, если вспомнить, что Россия занимает первое место в мире по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет (данные были приведены в докладе Международной организации экономического сотрудничества и развития).

Конечно, никто не спорит, что высшее образование и функциональная грамотность – далеко не одно и то же. Не случайно в такой популярной в сфере образования стране, как Великобритания, более четверти населения находится на низком уровне грамотности, то есть они не умеют справляться с простейшими задачами, которые им необходимо решать в ежедневной жизни, на работе.

Подробнее о том, какие компетенции, по мировым меркам, сегодня необходимы взрослым, Радио Свобода рассказал координатор PIAAC в России Олег Подольский:

- Здесь не идет речь о грамотности как умении правильно и корректно писать, тут все-таки подразумевается функциональная грамотность, в том числе грамотность чтения, математическая грамотность, решение задач в технологически насыщенной среде. То есть речь идет об умении поиска необходимой информации, работе с ней, анализе, правильном восприятии текста и, конечно же, умении делать правильные выводы.

Мы посмотрели на предыдущие исследования компетенций взрослого населения, которые проводятся уже более 20 лет, они начались даже  раньше, чем исследования навыков школьников. И уже 10 лет назад стало понятно, что грамотность влияет, в том числе, и на эффективность работы, и на зарплату, в частности, более грамотные люди получают больше, работают эффективнее. И что самое интересное, грамотные люди реже берут больничный, то есть считают себя более здоровыми. Я имею в виду функциональную грамотность в том понимании, в котором она оценивается в рамках международных исследований.
 
– Однако российская часть исследования показала, что в России безработные грамотнее, чем работающие люди. Как вы это объясняете?

– Действительно, мы выявили такой интересный факт, что люди неквалифицированные показывают чуть более высокий балл, нежели квалифицированные. Но тут важно отметить, что это лишь сравнение средних баллов, и когда мы посмотрели статистическую значимость результатов, мы ее не увидели, а это говорит о том, что однозначных выводов делать не стоит.

По большому счету, тренд – от высоких компетенций и высокого уровня квалификации к более низким – сохраняется. И все же: кто мог попасть в эту группу неквалифицированных специалистов? Могли попасть люди, которые не хотят раскрывать свой статус. Может быть, они работают фрилансерами или не хотят, чтобы их каким-то образом оценивали с точки зрения их достатка. Согласитесь, есть такая определенная культурная особенность российского населения. Это для американцев нормально, когда человек приходит в эфир, его спрашивают: "Сколько вы зарабатываете?" – и он откровенно отвечает. А русский человек подумает, скажет "нет" или поставит прочерк, – объяснил своеобразие российских результатов координатор PIAAC в России Олег Подольский.

Так получается, что общая, функциональная грамотность, которую каждый из нас демонстрирует, рассчитывая банковский процент, сочиняя резюме и бронируя номер в отеле, свидетельствует также и о профессиональных возможностях. Хотя сами работодатели на это, как показало исследование Всемирного банка, внимания не обращают. Об этом рассказал руководитель проектов по образованию Московского представительства Кирилл Васильев:

- Мы проводили свое обследование, еще до того, как прошел PIAAC в России, и там были вопросы о важности этих двух навыков – математическая грамотность и грамотность чтения. И выяснили, что особого значения этим навыкам работодатели не придавали.

В то же время современному работодателю нужны гораздо более разнообразные компетентности, чем способность выполнять свою непосредственную работу, чем, предположим, бухгалтерский учет для бухгалтера. Современный работодатель хочет большего от сотрудников. Мы посмотрели на две разные группы работодателей, на инновационные и традиционные компании и увидели, что огромным спросом пользуются и в большом дефиците находятся такие компетентности, как умение решать проблемы, умение работать совместно или, наоборот, работать самостоятельно. Современный работодатель, особенно инновационный работодатель, обращает внимание не только на то, насколько его сотрудник умеет хорошо выполнять непосредственную технологическую функцию на своем рабочем месте, но и на то, как он вписывается в коллектив, умеет договариваться, видеть проблемы, формулировать проблемы, ставить задачи и так далее.
 
При этом из различных интервью и из собственной практики я могу сказать, что для целого ряда профессий крайне важно умение работать с текстом, понимать текст и составлять текст. Нас действительно не учат, по крайней мере, раньше не учили этому, но сегодня важна не столько способность читать, сколько способность грамотно писать, ясно излагать свои мысли в письменном тексте, – подчеркнул одну из главных компетенций современного человека руководитель проектов по образованию Московского представительства Кирилл Васильев.
 
Любопытно, что именно развитие современных информационных технологий сделало важным, казалось бы, давно устаревший навык – умение работать с текстом. Однако ни в школе, ни в институте этому не учат, хотя языковая грамотность, по мнению главного консультанта портала "Грамота.ру" Виктора Свинцова, это важное конкурентное преимущество:
 
- Если говорить о языковой грамотности, то знание родного языка – это большее преимущество, чем знание языка иностранного. Сегодня очень мало профессий, при работе с которыми не требуется писать тексты. Практически все высокооплачиваемые профессии требуют создания собственных текстов, и поэтому грамотность оценивается работодателями достаточно высоко. Более того, я знаю случаи, когда работодатели просили своих будущих работников заполнить интерактивные диктанты нашего портала, и иногда это был решающий фактор, чтобы принять или не принять человека на работу.

Другое дело, что, конечно, "пятерка" в аттестате и знание родного языка – это немножко разные вещи. Сама по себе "пятерка" мало о чем говорит, она свидетельствует о том, что человек умеет грамотно писать, что, впрочем, само по себе немало, человек освоил систему, у него развито абстрактное мышление, он умеет запоминать нетривиальные вещи, правильно и вовремя их применять. Так что правописание говорит, скорее, о развитии мышления человека. А что касается навыков коммуникативных, таких, как, скажем, грамматика или просто грамотная речь, устная или письменная, ничего этого нет в школьной "пятерке".

Конечно, в школе есть жесткий набор правил, которые требуется изучить – в начальной школе, средней школе и старшей. В основном это орфография и  пунктуация, причем в рамках справочника по правописанию. То есть человек, окончив школу, может писать достаточно грамотные тексты до тех пор, пока не сталкивается с вещами, которых в школе не было. Фамилии – это одна из таких вещей. Другая – кавычки. Третья – написание большими и маленькими буквами. Этого, как правило, школьники не знают вообще. Многие не знают, как правильно написать название высшего учебного заведения – Московский государственный университет.

Вопросы, которые из школьной программы выпадают, как правило, и становятся вопросами, которые люди задают в "Справочном бюро" нашего портала. Дефисы, новые слова, удвоенные согласные – все, что связано с правописанием. И если раньше мы каждый раз сочиняли ответы на каждый вопрос по отдельности, то сейчас просто даем ссылки на те материалы, которые у нас уже накопились, – объяснил слабые стороны школьного образования главный консультант портала "Грамота.ру" Виктор Свинцов.
 
Другая, не менее любопытная особенность международного исследования – гендерный аспект. Оказывается, российские женщины превосходят мужчин по всем позициям – в том числе в области технологий, что заметно отличается от общей мировой тенденции. (В целом по этой позиции российские граждане заметно отстают – высокий уровень показывают только 25,9%). Эту особенность прокомментировала доцент факультета психологии МГУ Ирина Погожина:

– Действительно, во время учебы девочки, девушки гораздо успешнее, чем их сокурсники, в количественном соотношении. Но, к сожалению, потом это не трансформируется в какие-то профессиональные позиции в такой же пропорции.

Мне кажется, здесь действуют более сложные закономерности. Все-таки мальчики созревают позже, чем девочки, и возможно, когнитивные процессы, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных заданий, у них находятся еще в стадии становления, тогда как девочки уже вышли на тот уровень, который достаточен для успеха. Потом, я полагаю, важна организация деятельности при решении тестовых задач. Иными словами: вы должны прочитать, сообразить, сделать, проверить. И вот проверить – у мужчин часто выпадает именно этот компонент, контрольный. Он достиг цели и пошел дальше, т.к. у него не сформирована организация деятельности. Но заметьте, чем лучше она сформирована, тем более высокие результаты будут показаны по тестам.

Вся проблема компетентностного подхода состоит в том, что очень много может быть позиций, много авторов, и нет единого мнения по этому поводу. Но одна из главных компетенций, о которой чаще всего говорят работодатели, компетенция, так сказать, 21-го века – чтобы профессионалы умели анализировать и решать проблемные ситуации. Problem solving – это одно из основных направлений, которое потом дробится на более мелкие умения. Коммуникативная компетентность очень важна. Предположим, в PIAAC она не представлена, но выделяется всеми работодателями. Умение работать в команде, соотносить разные точки зрения. Языковая компетентность, владение иностранными языками, выделяется как специфическая.

И очень важная компетентность – способность к саморазвитию, – закончила список наиболее актуальных навыков современного человека доцент факультета психологии МГУ Ирина Погожина.

Автор:
Тамара Ляленкова
Источник:
Радио Свобода