Жизнь и кошелек

[Обзор прессы]

Пока СК «Росгосстрах» оспаривает претензии ФАС, деятельность компании вызвала недовольство и у областной прокуратуры.

Напомним, что «Росгосстрах» занимает доминирующее положение в сфере страхования, поскольку охватывает более 35% рынка в Вологодской области. Так что от его действий или бездействия может пострадать максимальное количество клиентов.

В настоящее время к «Росгосстраху» имеются две крупных претензии от надзорных ведомств. ФАС считает, что компания навязывает клиентам дополнительные услуги при заключении договоров ОСАГО, а прокуратура Вологодской области доказала в суде первой инстанции, что и сами договоры ОСАГО заключаются «Росгосстрахом» не всегда в соответствии с законом.

Некомфортные условия

Жительница Нюксеницы написала на сайте «Росгосстраха», что планировала купить полис ОСАГО, однако ей сообщили, что заключат этот договор только вместе с договором страхования жизни. Она пояснила менеджеру компании, что с 2009 года ее семья и так застрахована на 10 лет в «Росгосстрахе» по программе «Престиж семья», но ей все равно было отказано в «простом» страховании.

«Я сам имею юридическое образование, — рассказывает вологжанин Владимир. — Но когда я пришел страховаться, мне в офисе компании так убедительно рассказали, почему без страхования жизни мне никак не обойтись, что я купил и второй полис. И только дома понял, что мне это не нужно».

Подобных случаев оказалось достаточно для того, чтобы деятельностью «Росгосстраха» заинтересовались управления ФАС самых разных регионов страны, в том числе и Вологодской области. Один за другим антимонопольщики выдают компании предупреждения о недопустимости навязывания дополнительных услуг.

Выдано такое предупреждение и вологодскому филиалу, однако он оспаривает мнение ФАС в Арбитражном суде. Как рассказала пресс-секретарь вологодского управления ведомства Татьяна Балаева, Арбитражный суд Вологодской области оставил жалобу «Росгосстраха» без удовлетворения, 10 июня состоится рассмотрение жалобы в вышестоящей инстанции — в 14-м Апелляционном арбитражном суде. «Если и эта инстанция поддержит антимонопольную службу, то нами будет начато административное производство и определен размер штрафа в соответствии со ст. 14.31 КоАП, — пояснила Балаева. — Размер штрафа варьируется от 100 до 300 тысяч рублей».

В качестве другого условия страховщик ставил перед клиентом необходимость заключить договор каско (добровольного автострахования) вместе с ОСАГО. «В Вологодское УФАС в течение трёх месяцев обратилось 23 гражданина из семи районов области с жалобами на действия страховых агентов», — пояснили в областном УФАС. Решение еще по 10 жалобам на «Росгосстрах» пока приостановлено — до выводов апелляционного арбитражного суда.

В ходе рассмотрения дела УФАС установило, что сотрудники страховой компании, навязывая клиентам дополнительный договор страхования, руководствовались внутрикорпоративным приказом. По некоторым данным, продажа дополнительных страховок была инициирована по той причине, что полисы ОСАГО часто бывают убыточны для страховщика.

По данным областного УФАС, страховая компания не представила ни одного доказательства усилий по прекращению навязывания дополнительных услуг. На заседании комиссии ФАС представители СК подтвердили факт навязывания дополнительных услуг, сообщает пресс-служба ведомства.

Справедливости ради следует отметить, что подобное нарушение — навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО — встречается и в других страховых компаниях. Страховые агенты нередко пользуются территориально выгодным положением. К примеру, у здания ГИБДД на Гагарина находятся офисы нескольких компаний, где заключить договор ОСАГО без страхования жизни крайне сложно. Расчет менеджеров верен: при смене владельца машины или покупке новой авто не поставят на учет без полиса, стало быть, удобнее всего застраховаться прямо на месте регистрации…

Небезопасный подход

В №11 от 25 марта «Премьер» писал о том, что областная прокуратура проводит проверку по фактам выдачи полисов ОСАГО без должным образом пройденной процедуры техосмотра. В результате, по данным надзорной инстанции, больше половины частных авто области — и это самый скромный подсчет! — могут оказаться неисправными и, как следствие, стать причиной повышенной аварийности на дорогах. Прокуратура выяснила, что автолюбители, получившие полисы ОСАГО в «Росгосстрахе», могли заключить договора вообще без прохождения ТО, просто дав обещание отвезти авто на осмотр задним числом.

«При отсутствии у страхователя диагностической карты или талона техосмотра ему предлагалось заключить договор о прохождении технического осмотра за плату у конкретного индивидуального предпринимателя и подписать соглашение о том, что он обязуется пройти техосмотр по указанному в договоре адресу в течение определенного срока (2-5 дней). После подписания указанных документов со страхователем заключался договор автогражданской ответственности и ему выдавался полис ОСАГО, — указывает пресс-служба областной прокуратуры. — Как показала проверка, значительная часть страхователей, получивших полис на указанных условиях, в дальнейшем техосмотр не проходила».

По иску прокуратуры области суд обязал филиал ООО «Росгосстрах» в Вологодской области прекратить заключение договоров ОСАГО в отсутствие у страхователя диагностической карты. Вологодский городской суд требования удовлетворил в полном объеме.

«ООО «Росгосстрах» не согласно с позицией прокуратуры. Соответственно, планируется обжаловать решение суда, вынесенное по иску прокуратуры», — сообщили в «РГС-Вологда». Иных комментариев, в том числе по поводу ситуации с претензиями ФАС, в наше издание не поступило.

Пока остается открытым вопрос, что будет с автолюбителями, которые получили свои полисы без прохождения ТО.

Автор:
Ольга Ильинская
Источник:
газета "Премьер"