Полицейский разворот

[Обзор прессы]
Министерство внутренних дел предлагает поправить регламент о регистрации транспортных средств. Если эти поправки будут приняты, то списанную в утиль машину можно будет вернуть к земному существованию.

Собственно эти поправки появились после соответствующего решения Верховного суда. Но напомним предысторию вопроса. До появления регламента, в период борьбы с недобросовестными автовладельцами, разъезжающими на чужих автомобилях по доверенностям, и не платящими ни налоги, ни штрафы, появилась такая практика. Де-юре хозяин машины обращался в ГИБДД с просьбой снять автомобиль с учета в утиль. Документы и номера при этом объявлялись в розыск. Попавшись на посту ГИБДД, новый собственник тут же находил старого, который снова восстанавливал автомобиль в законных правах на существование.

После вступления в силу регламента некоторые процедуры были разделены. Если прежний владелец получал штрафы и налог, то это говорило о том, что автомобиль не перерегистрирован на нового собственника. В этом случае он мог обратиться в ГИБДД с просьбой о прекращении регистрации. В этом случае все происходило по старому сценарию. Но если автомобиль снимался с учета в утиль, то он снимался с учета навсегда. Восстановить его было невозможно. Умерла - так умерла. И сделано это было не просто так. Как раз шла массовая кампания по утилизации, когда автовладелец старой машины, утилизировав ее, получал скидку на новый автомобиль в размере 50 тысяч рублей.

Однако не все оказалось не так просто. Не каждый автолюбитель внимательно следит за изменением законодательства. И не каждый инспектор настолько словоохотлив, чтобы предупредить автовладельца о возможных последствиях того или иного действия. Кто-то по привычке списал автомобиль в утиль для того, чтобы не платить налог пока машина не используется - потом ведь можно восстановить регистрацию. Были и те, кто списал машину в утиль, рассчитывая получить скидку, но наткнулся на мошенников. А деваться уже некуда - машина списана. Один из автомобилистов, оказавшись в подобной ситуации, решил обжаловать это положение регламента, обратившись в Верховный суд.

И высшая судебная инстанция признала его доводы правомочными. Согласно положениям закона о безопасности дорожного движения собственник транспортного средства вправе совершать с ним любые действия. В том числе прекращать регистрацию или принимать меры для ее восстановления, если обстоятельства изменились. Все это в полной мере относится и к случаям, когда автомобиль был снят с учета для утилизации, но так и не был утилизирован.

Именно в связи с этим решением ГИБДД и поправила регламент. Проект поправок уже выложен на сайте regulation.ru.

Когда поправки вступят в силу, автовладелец, который списал машину в утиль, сможет восстановить ее регистрацию. Для этого, правда, придется предъявить в ГИБДД этот самый автомобиль. Понятно, что на этот автомобиль будут выданы новые регистрационные знаки. Старые, скорее всего, уже будут в базе свободных номеров, которые присваиваются другим машинам, вновь ставящимся на учет. Если автомобиль списывался в утиль с одновременным объявлением в розыск паспорта транспортного средства, то придется получать дубликат этого документа.

Напомним, что сейчас ожидает в Госдуме второго чтения проект закона о регистрации транспортных средств.

В нем такие действия, как прекращение регистрации и снятие с учета в утиль разделены. И для снятых с учета в утиль машин дороги назад не предусмотрено. Если на втором чтении этот проект закона не поправят, то восстановить автомобиль из праха снова будет невозможно. Ведь статус этого документа будет уже выше.

 

Автор:
Владимир Баршев
Источник:
"Российская газета"