Земля и воля

[Обзор прессы]

Критерии эффективности работы власти - это, во-первых, социально-экономическое развитие территории, во-вторых, доступность муниципальных услуг и, в-третьих, открытость, уверен глава Вологды Евгений Шулепов.

- Евгений Борисович, в этом году празднование Дня местного самоуправления прошло на фоне бурных обсуждений очередных поправок в 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ваша деятельность как главы Вологды напрямую регламентируется этим законом. Что лично вы о нем думаете?

- Я убежден, что это хороший и работающий закон, который четко определяет полномочия местного самоуправления, разграничивает их между Федерацией, регионами и муниципалитетами, прописывает межбюджетные отношения для выполнения этих полномочий. И в конечном счете является инструментом в построении гражданского общества. Муниципалитет, город - это не набор домов и улиц, а совокупность возможностей. Эти возможности четко прописаны именно в 131-ФЗ.

- Не секрет, что, когда через десять лет действия 131-ФЗ оценили его эффективность, оказалось, что реализовано лишь 30 процентов от задуманного...

- Давайте порассуждаем. Если на практике вопросы местного значения не решаются в полной мере, то это не потому, что закон плохой, а потому, что его недостаточно эффективно реализуют.

Когда в 2003 году разрабатывался 131-ФЗ, был обобщен мировой опыт местного самоуправления. И без преувеличения, это был самый лучший в мировой практике закон, самый детальный и продуманный.

Сейчас идут бурные дискуссии о внесении в него новых изменений. На наш взгляд, увеличение числа чиновников и депутатов не приведет к повышению эффективности закона. Для этого нужны не количественные, а качественные изменения.

Проблема в том, что наша деятельность, к сожалению, определяется не одним 131-ФЗ. Мы посчитали, что муниципалитеты кроме него опираются примерно на 70 различных законов Российской Федерации.

То есть их исполнение фактически ложится на плечи муниципальной казны, ресурсы которой сегодня крайне истощены. Я убежден, что функции, которые исполняются в рамках этих 70 законов, необходимо прописать как вопросы местного значения. А следовательно, и изменить межбюджетные отношения.

- То есть неэффективная реализация закона кроется в недостаточных ресурсах, в первую очередь финансовых? Или причина все-таки в недостаточной работе власти на местах?

- А что, по-вашему, является критерием эффективности работы власти? С моей точки зрения, это в первую очередь социально-экономическое развитие территории.

Второй критерий - доступность муниципальных услуг. Именно в этом мы видим близость власти к народу. Кстати, у нас в Вологде с этой целью открыты в каждом районе города Центры по работе с населением. Люди за решением своей реальной проблемы могут обращаться к властям по месту жительства.

Третий критерий - открытость, когда у каждого гражданина есть возможность обратиться к власти со своими предложениями и замечаниями. Открытая власть рассказывает обо всех своих действиях и в ответ готова услышать каждого. Она создает условия для участия жителей в управлении и адекватно реагирует на желания людей.

В конечном счете наша работа сводится к тому, чтобы люди были счастливы, и если на местах жалоб меньше не становится, то это не потому, что 131-ФЗ не работает и не дает нам достаточно полномочий для этого, а потому, что нам не хватает ресурсов для выполнения этих полномочий.

Ресурсов, как известно, не хватает всегда. Так что же делать?

- Сегодня главный источник доходов муниципалитетов - это земля. К сожалению, ее кадастровая стоимость не учитывает экономическую эффективность ее использования. К примеру, после последнего изменения оценки кадастровой стоимости земли городской бюджет потерял более 450 миллионов рублей.

Сейчас кадастровая стоимость определяется в зависимости от площади участка и его местоположения - в центре ли он, на окраине ли... Убежден, что это неправильно. Стоимость земли должна зависеть от экономических показателей, в первую очередь от того, какую прибыль извлекает владелец этого участка или его арендатор. К примеру, если на участке земли расположен большой, стабильно работающий супермаркет, приносящий гиперприбыль, то и налоги на землю должны быть соответствующие. И совершенно неважно, в какой части города он находится. Прибыльный бизнес должен вносить свой вклад в экономическое процветание территории, на которой он работает.

Если муниципалитетам отдадут право устанавливать кадастровую стоимость земли, то мы сможем решить большинство задач по развитию территорий.

А есть ли другие ресурсы для решения проблем на местах, кроме финансовых?

- Безусловно, есть. В первую очередь наш главный городской потенциал - это люди. В 131-ФЗ прописаны все формы участия населения в местном самоуправлении. И этот ресурс нужно развивать.

На примере Вологды можно увидеть, что это абсолютно реальная задача. Сейчас в нашем городе работает 31 территориально-общественное самоуправление (ТОС), которые вовлечены в процессы управления территорией.

ТОСы - это общественные объединения граждан на закрепленных территориях, которые сами формулируют и совместно с властью решают свои проблемы. Возможностей для приложения усилий у жителей наших городов тысячи: украсить подъезд, разбить клумбу, посадить деревья, организовать субботник, продолжать можно бесконечно.

Городское партнерство, объединение усилий власти, бизнеса и общества - это и есть главный ресурс для процветания нашего города. Именно это позволяет малыми деньгами воплощать в жизнь большие дела, чтобы Вологда стала "городом счастья".

- Вы верите, что это возможно?

- Убежден. Потому что без этой веры просто невозможно руководить городом, каждый день ставить перед собой новые задачи и шаг за шагом добиваться их решения.

Автор:
Ян Гриневич
Источник:
"Российская газета"