Проверка речи: 5 ошибок Путина

[Обзор прессы]

Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы обнаружили ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.

Сегодня Владимир Путин общался с россиянами на «Прямой линии». Несколько ответов президента РФ касались экономики. Slon изучил их и нашел неточности и странности, будто президент уже знает то, о чем страна еще не подозревает. 

«В перспективе, причем в ближайшей, в среднесрочной перспективе, во всяком случае, Крым станет донором даже, не субъектом, который требует привлечения федеральных субсидий, а он будет самодостаточным, а потом и донором. Я скажу вам откровенно, я думаю, на меня коллеги бывшие не обидятся, украинские руководители, – когда они мне прямо сказали, что искусственно Крым сделали дотационной территорией, из него вынимали денег больше, чем из других территорий, и перераспределяли в другие места, имея в виду очень тяжелое положение некоторых областей Украины».

Очевидно, Путин имеет в виду, что Крым и Севастополь отдавали в бюджет Украины больше налогов, чем получали дотаций из центра. Но все имеющиеся источники информации говорят об обратном.
В составе Украины Республика Крым была глубоко дотационным регионом. Украинская налоговая политика делала для Крыма исключения. Например, в бюджете полуострова полностью оставались акцизные платежи. Подоходный налог также полностью оставался в местных бюджетах, в то время как в других регионах страны – лишь 50%. Несмотря на это, более половины бюджета полуострова составляли дотации из госбюджета Украины.
 
Трансферт из бюджета Украины Крыму в 2014 году был запланирован в 3,1 млрд гривен, а Севастополю – в 909 млн гривен.

Журналисты украинской «Инвестгазеты» подсчитали, что в первом полугодии 2013 года Республика Крым (без учета Севастополя) перечислила в госбюджет 1,94 млрд гривен, а получила – 4,34 млрд гривн, и это еще без учета дотаций на покрытие дефицита местных отделений Пенсионного фонда. Обновленных данных на сайтах Госстата и Госказначейства Украины нет.

В этих данных не учитываются возможные доходы от продажи нефти и газа, которые раньше должны были бы идти напрямую в украинский бюджет. Но были ли они? В структуре экспорта региона ТЭК не занимает существенной доли. Нефтяное месторождение разрабатывается всего одно, газовых – порядка 10. По официальной информации Министерства экономического развития и торговли Крыма, весь добываемый газ до сих пор шел на внутреннее потребление. Единственный добытчик нефти и газа в Крыму, национализированный Россией «Черноморнефтегаз», планировал, что в апреле 2014 года добыча газа превысит собственные потребности Крыма и Севастополя, и остаток пойдет на экспорт – в этом году он должен составить 0,8 млрд кубометров, а в 2015 году – 1,3 млрд кубометров. Экспортная цена для стран дальнего зарубежья – $387 за тысячу кубометров. То есть Россия может получить 11 млрд рублей ($309,6 млн) в 2014 году и 18 млрд рублей ($503 млн) в 2015 году. При этом дотация России Крыму на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2014 году – 13,1 млрд рублей. И это лишь малая часть всей суммы, которую мы планируем выделить региону в этом году, включая средства на повышение зарплат и пенсий. Путин озвучил цифру 100 млрд рублей, а глава Минфина Антон Силуанов ранее говорил о «не более 240 млрд рублей».
 
Конечно, наши власти хотят создать в Крыму особую экономическую зону (ОЭЗ), но ОЭЗ – особенно туристические – крайне неэффективно работают в России.
 
Остаются два варианта: Путин просто подбадривает крымчан или знает об экономике полуострова что-то, чего не знаем мы.

«Вообще у нас в этом году планируется инфляция 6–6,5%, надеюсь, что Центральному банку удастся удержаться в этих параметрах».

Путин ошибся – намеченный коридор Центробанка по инфляции ограничивается 5%. Такой ориентир на этой неделе подтвердила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Цифра 6% правда тоже звучала – она есть в новом, ухудшенном прогнозе Минэкономразвития. Но Путин настроен еще более пессимистично – он уже обещает нам все 6,5%, да еще и не уверен, что это удастся. А всего полгода назад он обещал нам, что она опустится ниже 5%.
 
Опять-таки, возможно, Путин знает о решениях ЦБ больше, чем мы, и проговорился или сознательно решил заранее объявить об инфляции в 6,5%.

«У Саудовской Аравии бюджет посчитан <...> по нефти, она посчитана за $85–90 за баррель, а у нас – из 90, по-моему. То есть если уйти ниже 85, то сама Саудовская Аравия будет в прогаре, у нее возникнут проблемы. Для нас понижение с 90 до 85 не является критическим».

На самом деле бюджет России на 2014 год ориентируется на $93 за баррель и на $95 в 2015–2016 годах – это чуть больше, чем помнит Путин. Slon попросил эксперта оценить реалистичность заявления Путина.
 
Евсей Гурвич, 
руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при президенте РФ

Отчасти это правильно, но только если снижение будет разовым. [Удешевление нефти] в рамках одного и даже двух лет мы переживем, и это не приведет к бюджетному кризису, поскольку у нас есть Резервный фонд. Бюджетный кодекс говорит, что если цена на нефть ниже базовой, мы недостаток [средств] берем из Резервного фонда. Но если цена нефти надолго упадет с нынешнего уровня на уровень $80 за баррель, то с точки зрения роста экономики и бюджетных ресурсов это очень сильно ощутится.

ВОПРОС: «Почему цена на зерно падает, а на хлеб – растет?»

ПУТИН: «Тоже вопрос не из легких, но реалии таковы. Действительно, цена на зерно несколько упала. Что касается цен на хлеб, то они, действительно, немного подросли, но не сильно, я это знаю, потому что хлеб – это, знаете, все, это основа всего, поэтому мы, такие люди, как я, члены правительства, должны это знать: она подросла на 1,3%».

На самом деле цена на зерно растет, в частности – на пшеницу 3-го класса, из которой обычно делают хлеб. Цена на зерно поднялась с 7800 рублей за тонну (на территории №1 – самой дорогой) до 10 тысяч рублей с конца сентября по середину апреля. Похоже, что и спрашивающий, и отвечающий были «не вполне в теме».

«У нас в 2011 году рост сельского хозяйства был очень значительный – 23%, в прошлом году был тоже рост, но гораздо более скромный».

Путин пропустил 2012 год, потому что в нем было зафиксировано падение индекса физических объемов сельхозпродукции (95,2% от уровня 2011 года), да и удачному 2011-му предшествовал провальный 2010-й (88,7% от уровня предыдущего года). Кроме того, успехи и неудачи в основном определяются погодными условиями, а не усилиями «партии и правительства».

Автор:
Екатерина Алябьева, Сырлыбай Айбусинов
Источник:
slon