Никто не застрахован

Больше половины частных авто в области могут быть неисправными благодаря «добрым» страховщикам.

«В сфере страхования и технического осмотра транспортных средств выявлены многочисленные нарушения: выдача поддельных полисов ОСАГО; выдача страховых полисов без прохождения техосмотра, когда водителю предлагается пройти ТО задним числом; выдача диагностических карт без фактического осмотра машины; отсутствие данных о диагностической карте в единой базе данных. Также выявлены случаи понуждения водителей страховыми агентами к прохождению ТО в определенной организации», — перечисляет выявленные нарушения прокурор Вологодской области Сергей Хлопушин.

Продолжили дело

Надзорное ведомство и ранее беспокоила одна организация, действующая на территории Вологодской области: находясь в тесном контакте с крупной страховой компанией, эта контора выдавала диагностические карты «не глядя», а прибыль делилась между станцией техосмотра и страховщиком. Нечистых на руку дельцов удалось выжить из региона, однако на их место пришли другие люди, которые сотрудничают с той же самой страховой компанией по тому же принципу: заработать как можно больше, потратив минимум усилий, вплоть до полного бездействия. Между СТО и крупной страховой компанией заключен договор о сотрудничестве, согласно которому СТО отдает страховщику треть своего дохода.

«Когда у страховой компании требовали устранить нарушения закона, руководство всю вину перекладывало на рядовых сотрудников — тех, кто и оформлял фактически незаконные договоры ОСАГО, — рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Вологодской области Сергей Кузнецов. — Между тем характер выявленных нарушений не позволяет считать происходящее самодеятельностью подчиненных. К примеру, с водителем, у которого автомобиль не имеет диагностической карты, заключался договор ОСАГО с условием, что он пройдет ТО в будущем… В то же время страховое возмещение компания выплачивает независимо от того, был водитель на СТО или нет, соответственно, компания сама создает условия к нарушению закона клиентами. В законе четко сказано, что без диагностической карты полис выдаваться не может».

В проведении масштабной проверки СТО и страховых компаний и возбуждении уголовного дела помог бдительный вологжанин, который, намереваясь получить новый полис ОСАГО, столкнулся с тем, что осматривать его машину никто не собирался, ему предложили просто купить диагностическую карту. Возмущенный гражданин, который как раз очень хотел, чтобы специалисты проверили, в порядке ли его авто, обратился в правоохранительные органы. В результате оказалось, что этот случай — лишь верхушка огромного айсберга. Хотя организация, начавшая в Вологодской области незаконную деятельность, покинула регион, ее последователи развернулись с не меньшим размахом.

С размахом

«Выявлен широкий спектр нарушений от незначительных до грубых, вплоть до организации масштабной противоправной деятельности, — пояснил Сергей Кузнецов. — Нарушения носят массовый характер. По нашим подсчетам, 60% транспортных средств прошли ТО с серьезными нарушениями, но это — еще очень скромная цифра».

Как пояснил Сергей Александрович, даже те автовладельцы, которые считают, что честно выполнили свою обязанность и получили диагностические карты после осмотра машины специалистом, могут столкнуться с некачественной диагностикой: законодательно определено, в течение какого времени должен проводиться осмотр легковой машины, — 40 минут. Грузовую положено осматривать еще дольше. В связи с этим бросаются в глаза и нарушения: если какой-то специалист СТО с начала года провел порядка 30 тысяч ТО, не имеет смысла говорить о том, что он делал свою работу качественно…

Прокуратура выборочно проверила несколько полисов ОСАГО из базы данных крупной страховой компании — и обнаружилось, что все они были выданы незаконно.

Возможность получить диагностическую карту автомобиля практически на дом, как заказ пиццы, очень возмущает добросовестных операторов СТО, а еще больше настораживает надзорные органы как опасность для жизни и здоровья граждан. «Стали выявлять ДТП, где причиной послужила неисправность транспортного средства, — говорит Сергей Кузнецов. — А в целом ряде районов законопослушные операторы СТО остаются без работы, потому что в сельскую местность приезжали так называемые «передвижные пункты ТО», которые на деле не соответствовали требованиям закона».

Как пояснил Сергей Александрович, речь идет о том, что представители страховых компаний приезжают в деревни вместе с представителями некой СТО и прямо на месте оформляют полисы ОСАГО на машину без необходимой диагностики. К примеру, исправность тормозов проверяли таким образом: машина разгоняется, а затем водитель резко тормозит… Проверка по нарушениям в этой сфере еще не завершена, но уже можно говорить, что незаконные действия выявлены в Междуреченском, Верховажском, Грязовецком, Кирилловском районах и в областной столице.

По итогам проверки будет решаться вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности по ст. 237 УК РФ за изготовление или сбыт поддельных документов, ст. 238 УК РФ об оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности, а также по ст. 201 УК РФ о злоупотреблении полномочиями.

В страховой компании, чье название упорно фигурирует во всех материалах, от комментариев отказались. Вопрос о том, как поступить с автовладельцами, которые получили полисы ОСАГО незаконно, пока остается открытым.


В тему

ОСАГО может подорожать

Банк России предлагает увеличить стоимость полиса ОСАГО в 31 регионе, изменив территориальные коэффициенты расчета. Повышение планируется в самых убыточных субъектах для страховщиков, отмечает РБК daily. Максимальные коэффициенты сейчас установлены для Москвы, но ситуация может измениться, если идею одобрят.

Предложение ЦБ вызвано тем, что убыточность этого вида страхования в ряде регионов достигает таких объемов, что компании сворачивают бизнес и грозятся отказаться от лицензий. На самой убыточной в этой сфере Камчатке, к примеру, страховщики отказываются добровольно продавать полисы ОСАГО.

На сегодняшний день он равен 1980 рублям для легковых автомобилей физических лиц и ни разу не изменялся с момента появления услуги, а региональные коэффициенты корректировали лишь однажды.

Между тем пока в Госдуме готовятся поправки в закон об ОСАГО, согласно которым лимит ответственности страховщиков по этому виду страхования вырастет в разы. По материальному ущербу он составит 400 тысяч рублей против сегодняшних 120 тысяч. По жизни и здоровью — 500 тысяч против ныне действующих 160 тысяч.

Вологодская область, по данным Newsru.com, не вошла в число регионов, где будет изменен территориальный коэффициент.

Самое большое повышение коэффициентов планируется в Камчатском крае (на 73-80%), Ульяновской области (на 55-60%), Амурской области (на 55-60%), Мурманской области (на 46-55%) и Республике Мордовия (33-43%).

Автор: Ольга Ильинска
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика