Забери меня отсюда

[Обзор прессы]

Городской суд позаботился о судьбе ребенка, а вот проблемы взрослых людей остались без решения.

Вступило в законную силу решение городского суда, отказывающего пяти вологжанам в иске о выселении одного из их соседей.

Хотя соседей судебные органы расстроили, это дело помогло выявить существенное нарушение прав годовалого ребенка, который жил с неработающими родителями-наркоманами и практически содержал их, так как у 20-летнего папы и 21-летней мамы не было иного дохода, кроме детского пособия.

Навел порчу

Пять соседей обратились в суд, потому что были больше не в силах терпеть проживающего в их подъезде 20-летнего наркомана. Что говорить о посторонних людях, если с ним в одной квартире не хотят жить его собственные мама и бабушка? Некоторое время назад парень был признан виновным в угрозе убийством своей матери и в изготовлении дезоморфина, а его бабушка на суде прямо сказала, что жизнь с внуком быстро сведет ее в могилу.

Отдельная квартира досталась нигде не работающему и неоднократно судимому молодому человеку в наследство от деда, где он, отселившись от других родственников, и начал жить по своему усмотрению. «В ходе судебного заседания истцами сообщено о том, что к нему в квартиру постоянно приходят компании, — сообщила пресс-служба прокуратуры г. Вологды. — Из квартиры, где проживает мужчина, слышатся крики, шум, постоянное постукивание, исходит неприятный запах, что, по мнению истцов, свидетельствует об изготовлении в данной квартире наркотических средств». В судебные заседания молодой человек ни разу не являлся. Суд отказал в иске к нему, заочное решение вступило в законную силу.

Как пояснили «Премьеру» юристы, теоретически закон позволяет покуситься на собственность при злостном нарушении правил общежития. В этом случае допускается продать квартиру и отдать собственнику за нее деньги за вычетом возмещения ущерба, нанесенного действиями или бездействием этого собственника, а также штрафов и иных выплат, однако на практике в России эта норма не реализуется. Исключение составляют случаи, когда жилище или, что бывает чаще, земля под данным жилищем требуется государству, как было, к примеру, в Сочи перед Олимпиадой. В Вологде встречается другая ситуация: снос недвижимости в виде гаражей и хозяйственных построек, а также аварийных домов, если по данной территории пролегает путепровод или там планируется другое масштабное строительство.

Лучше без родителей

Те же возмущенные поведением молодого наркомана соседи заявили в правоохранительные органы о том, что в квартире находится маленький ребенок, который живет в антисанитарных условиях.

Следов изготовления дезоморфина в квартире не обнаружили, но жалобы соседей направлены наркополицейским для контроля за ситуацией. В жилище органы опеки увидели, что полуторагодовалый ребенок ходит по квартире с детской бутылочкой, в которой находился старый чайный пакетик без всякой жидкости. Не нашли проверяющие и какую-либо готовую пищу в квартире горе-родителей.

«Оба сожителя состоят на учете как наркозависимые. С ребенком гуляют редко, врачей не посещают, пищу практически не готовят, у несовершеннолетнего не соблюдается режим дня», — перечисляет старший помощник прокурора г. Вологды Светлана Григорова. Второй раз органы опеки пришли в квартиру в рамках еженедельного патронажа перед новогодними каникулами и выразили обеспокоенность: близятся праздничные дни, когда у соседей бдительность ослаблена, а у граждан, злоупотребляющих алкоголем либо наркосодержащими веществами, может наблюдаться всплеск преступности. Органы опеки пришли к выводу о необходимости ограничить мать ребенка в родительских правах. А отцовство в отношении ребенка не устанавливалось. По результатам проверки прокурор города обратился в суд с иском об ограничении молодой матери в родительских правах, и исковые требования были удовлетворены.

На момент рассмотрения дела в суде ребенок уже находился в специализированном доме ребенка №1, а мать ребенка, присутствовавшая в судебном заседании, согласилась, что в Доме ребенка ее сыну лучше, чем с ней. Впрочем, как рассказала Светлана Геннадьевна, от сожителя молодая женщина и сама съехала, вернувшись к своим родителям.


В тему

Можно ли выселить собственника жилья из его квартиры?

Юрист Артур Смолин:

— Выселение даже собственника из единственного жилья теоретически возможно в нескольких случаях. Статья 293 Гражданского кодекса РФ допускает выселение собственника квартиры, если он использует жилье не по назначению, бесхозяйственно обращается с ним, регулярно нарушает права и свободы соседей, нарушает правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Но для того, чтобы выселить собственника по этим основаниям, требуется многократное привлечение его к административной ответственности. Если штрафные санкции и другие меры административного воздействия не возымели действия, можно подать в суд иск и о выселении. Сделать это могут как органы местного самоуправления, так и соседи.

Так что если ваши соседи злостные хулиганы, алкоголики, постоянно нарушают покой жильцов или систематически заливают квартиру снизу, не соблюдают правила пожарной безопасности или имеют психические заболевания — это серьезные основания задуматься, можно ли законным путем в судебном порядке избавиться от таких соседей. Конечно, потребуются многочисленные доказательства: показания свидетелей противоправного поведения, составленный уполномоченными органами акт об антисанитарном состоянии жилья, протоколы полиции, документы, подтверждающие порчу чужого имущества, и т.д.

Но я не готов гарантировать, что этот долгий и трудоемкий путь приведет к желаемому результату, так как пока в России судебных решений о выселении собственников жилья по причинам нарушения прав соседей нет. Есть случаи выселения нанимателей муниципального жилья за большие коммунальные долги, антисанитарию и асоциальное поведение. Я бы посоветовал соседям чаще обращаться в правоохранительные органы по факту преступных действий данного собственника жилья — если он ранее судим, то велика вероятность, что рано или поздно за нарушение закона он получит реальный срок.

Автор:
Ольга Ильинская
Источник:
газета "Премьер"