Пустое место

[Обзор прессы]

Из-за бюрократических нестыковок у ветерана Великой Отечественной войны отнимают кусок земли, на котором стоят баня, часть дома и гараж.

Суд и прокуратура встали на сторону противников пенсионера. В результате участок земли с его недвижимостью был законно продан другому человеку как... пустой.

Решили не спорить…

Свой участок Николай Ефимович получил еще в 1990 году в поселке Рубцово Вологодского района. Через два года он оформил его в собственность.

«В 2008 году выяснилось, что какие-либо документы на участок в сельсовете отсутствуют, поэтому мы решили это так не оставлять и все оформить как надо. Нам предложили выкупить землю на льготных условиях, ведь отец — участник войны», — рассказывает сын ветерана Николай Николаевич. В октябре того же года постановлением главы Вологодского района был утвержден проект границ участка — около 2500 квадратных метров.

Через год вышло второе постановление, где участок уже был сформирован, став меньше на 722 квадратных метра, но Николая Ефимовича никто не предупредил о переделе. Об этом он узнал только, когда подписывал договор аренды земли. Тогда семья Беляевых решила не спорить. В 2010 году семья закончила строительство дома и решила, что за оставшуюся часть земли тоже нужно побороться. «Все-таки 20 лет назад папе дали немного больше», — говорит Николай Беляев. Тут-то и выяснилась ошибка, которая стала роковой.

Мало того, что ветерана никто не предупредил о том, что землю урезали, никто ему и не сказал об изменении границ участка. В итоге часть дома и баня оказались за его пределами. Беляевы были согласны выкупить тот маленький кусочек земли, на котором уже стояли их постройки. Но проиграли торги, которые состоялись в мае 2013 года.

«Я заявлял в администрацию района о том, что на участке стоят мои постройки. Там на это не обратили никакого внимания и выставили землю на аукцион как пустую», — говорит Николай Ефимович.

После торгов Беляевы пошли в прокуратуру Вологодского района, где им пояснили, что согласно Земельному кодексу предоставление участков возможно, только если на них нет чужой собственности. Так как после аукциона земля досталась другому владельцу с нарушениями, в управление муниципального имущества было направлено представление о дисциплинарной ответственности. В прокуратуре ветерану сказали, что участок продан законно, и посоветовали обратиться в суд. Что он и сделал летом 2013 года. Суд был проигран.

Зря предупреждали

Новый хозяин земли считает, что участок им куплен законно, потому что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на него нет ограничений. В ходе аукциона не было указано, что там стоят чьи-то постройки.

Как оказалось, администрацию Вологодского района о постройках предупреждали не только Беляевы, но и одна из участниц аукциона. Об этом она сказала и на суде.

Однако теперь еще и постройки на спорном участке признаны незаконными! Нарушителями Беляевых сделало одно слово в свидетельстве на собственность: по документам баня находится на территории Лесковского сельсовета в поселке Рубцово, но в Управлении государственной регистрации Вологодской области еще в 2011 году ветерану пояснили, что в соответствии с Реестром административно-территориальных единиц на территории Лесковского сельсовета такого поселка не существует, он относится к Рабоче-Крестьянскому сельскому поселению. Баня стоит фактически в несуществующем месте, а значит, и документы на нее недействительны. Самое интересное, что участок, выкупленный ветераном войны по льготе, зарегистрирован там же.

В самой же администрации Лесковского сельского совета считают постройки Беляевых законными, ведь на них было получено разрешение в отделе архитектуры и градостроительства администрации Вологодского района.

11 февраля этого года состоялся еще один суд, который Беляевы опять проиграли. Новый хозяин земли собирается подавать в суд на Беляевых, чтобы те освободили землю от своих построек.

«Я прошел всю войну в разведке от начала и до конца, дошел до Берлина. Был ранен, получил инвалидность 2-й группы. После войны всю жизнь работал в колхозе, вырастил четверых детей. Для меня обиднее всего, что отвоевывал землю для своей страны, для своего государства, а у меня отняли тот участок, на котором я честно работал 25 лет», — говорит Николай Ефимович.


Комментарий

Татьяна КИЧМАН, представитель Беляевых в суде:

— В ситуации однозначно виновата кадастровая ошибка. В 2009 году при формировании участка землеустроитель отмерил 2500 квадратных метров, просто вбив четыре колышка. Когда участок стали накладывать на карту, выяснилось, что по бумагам там находится коровник, которого фактически уже давно не было. Тем не менее участок на карте обрезали как раз по границе не существующего в реальной жизни коровника. На месте никто границ не определял. Кадастровый инженер почему-то отбил и без того обрезанный участок как зеркальное отражение. Николай Беляев начал пользоваться землей и подумать не мог, что его участок «перевернут». Так и оказались баня и часть дома на чужой земле. В то время, когда они строились, недвижимость можно было регистрировать без права на землю, поэтому при постройке бани ошибка не раскрылась. А когда начали регистрировать жилой дом, ошибка обнаружилась. Администрация сформировала второй участок, за который сейчас борется ветеран, свободным от прав и притязаний. Хотя на самом деле это было не так — на земле уже находилась чужая собственность, поэтому и притязания были. В итоге еще одна ошибка заставляет нас в судах заниматься словоблудием. То, что собственность зарегистрирована в Лесковском сельсовете, ничего не значит, границы муниципальных образований меняются, но нельзя же в связи с этим аннулировать документы. Через суд можно добиться признания кадастровой ошибки. В этом случае новому хозяину злосчастных 500 метров будет предложен участок совсем рядышком — в 20 метрах. А Беляевым не придется сносить свои постройки.

Автор:
Наталья Рюмина
Источник:
газета "Премьер"