Секрет полишинеля

[Обзор прессы]

Вологодские транспортники по-прежнему жалуются на давление со стороны «серых» перевозчиков.

Обращение работников транспортной отрасли было озвучено на публичном отчёте начальника областного департамента дорожного хозяйства Александра Гуслинского.

«В 2014 году продолжается снижение междугородных, межрайонных маршрутов, базовое предприятие разваливается на глазах, — говорится в обращении. — За последнее время произошло снижение числа рейсов на 30% или даже больше. Организованные перевозчики несут убытки из-за таксистов, которых никто не контролирует. На площади Бабушкина, около почтамта, успешно функционирует «второй автовокзал» серых перевозчиков, которые под видом заказных работают на регулярных маршрутах».

На грани закона и рынка

Письмо было зачитано работником одного из транспортных предприятий. По мнению вологжанки, департамент уделяет внимание только дорогам, транспорт же остаётся без отеческой заботы. Ситуация особенно усугубляется низкими зарплатами. Председатель отраслевого профсоюза Юрий Тадлов назвал выступление криком души: настолько проблема наболела. О складывающейся ситуации наша газета писала неоднократно — например, в материале «Возить будет некому?» в номере от 9 апреля 2013 года.

Сам же Тадлов констатировал, что хотя над ситуацией в департаменте работают, но происходит это «в вялотекущем режиме». «По общим расчётам, они («серые» первозчики. — Прим. ред.) увозят от дохода казны области от 40 до 60% оборота рынка, — заявил Юрий Александрович. — По скромным подсчётам, от 60 до 70% изношенность подвижного состава. Поэтому мы просим департамент занять в решении этих проблем более активную позицию».

Впрочем, как отмечает Валерий Попов, главный советник управления транспорта департамента дорожного хозяйства, называть конкурентов государственных транспортных предприятий нелегалами неверно. Ведь они, как правило, работают в рамках закона. Это касается не только межрайонных перевозок, но и работы городских такси. По сути, это одного поля ягоды: ведь работают они в одном и том же правовом поле.

Их борьба

Сейчас сфера пассажирских перевозок регулируется федеральным законодательством. В 2005 году было отменено лицензирование легковых такси. За это время все службы такси перестали оказывать услуги перевозок, став, по сути, диспетчерскими службами, оказывая водителям услуги радиосвязи. Уплата налогов и все аспекты взаимодействия с госорганами остались на совести водителей. В 2011 году разрешительные документы начали выдавать вновь. С тех пор их выписано 1465, из них в Вологде — около 600. Но водителей, отвечающих всем требованиям ФЗ «О такси», по данным экспертов, в городе осталось около 50.

Контрольные функции в сфере транспорта распределены между разными ведомствами. Собственно легальность работы контролирует ГИБДД. Применение кассовой техники проверяет налоговая служба. Департамент дорожного хозяйства контролирует соблюдение правил перевозок и безопасности пассажиров. «С 2005 по 2011 год образовался правовой вакуум, который преодолеть очень сложно», — полагает эксперт газеты «Премьер».

Начальник Департамента дорожного хозяйства Александр Гуслинский настроен, впрочем, весьма оптимистично. «Мы — первый регион, где довели дела с серыми перевозчиками до судов, — заявил он. — Суды наложили примерно 650 тысяч рублей штрафов на этих перевозчиков».

Тайные шашечки

В сфере городских такси ситуация едва ли не более тяжёлая, чем в межрайонных перевозках. Государственных предприятий на этом рынке не осталось. ОАО ПАТП «Вологодский таксопарк» был закрыт в 2004 году: он не смог конкурировать с частными перевозчиками. Его директором на тот момент был Сергей Блинов. «Таксопарк был полноценным предприятием, у нас было в собственности здание, автомобили, мы за всё платили налоги, а затраты у нас были несравненно больше», — сетует Сергей Васильевич.

Как считает Сергей Блинов, в классических таксопарках была высокая культура обслуживания и управления кадрами. Сейчас, по его мнению, в сфере такси такого нет и это человеческий фактор. «Выйти на тот уровень обслуживания очень сложно, — убеждён он. — Чтобы к нему вернуться, нужно полностью переломить систему».

Владелец диспетчерской службы «Димон» Юрий Тарбаков полагает, что вернуться к советской системе работы такси невозможно. «Чтобы переложить ответственность с водителей на таксомоторные предприятия, нужно поменять законы Российской Федерации, — считает он. — Это очень трудно и никому не выгодно».

В свою очередь, руководитель такси «Пегас» Олег Сажин с ним не согласен. «Никаких законов переделывать не нужно, мы работаем в соответствии с законом «О такси» и считаем себя единственным легальным перевозчиком в городе, — уверен он. — Автомобиль на линии должен быть исправным, он должен каждый день осматриваться механиками, а водитель быть трезвым и здоровым. Отдельно взятый таксист никогда не станет на это тратиться. На машинах должны стоять таксометры, должна быть нанесена цветографическая схема такси и установлен опознавательный фонарь. Имея такую техническую базу и платя зарплату всем специалистам, перечисляя за всё это налоги в бюджет, конкурировать с «бомбилами», которые всего этого не делают, очень тяжело». Как считает Олег Сергеевич, органы власти не предпринимают достаточных мер для защиты легальных таксистов от «бомбил». Напомним, в июне 2012 года губернатор Олег Кувшинников призвал ужесточить требования к таксомоторным перевозкам, назвав происходящее бардаком. С тех пор ситуация, как мы видим, мало изменилась.

О том, что всё больше вологодских таксистов уходит в тень, наша газета уже писала в материале «Игра в шашки» в номере от 22 января 2013 года. При этом сейчас, по оценкам экспертов, в Вологде в той или иной форме в сфере такси работает около 3 тыс. машин. Средняя абонентская плата для водителей равна в среднем 3 тыс. рублей. Выходит, что минимальный объём рынка составляет не менее 100 миллионов рублей в год. Но реальные доходы водителей не всегда где-то учитываются. Сколько налогов недополучает бюджет, остаётся только гадать.


Кстати

В течение одной из недель февраля в Вологде прошло межведомственное контрольное мероприятие «Нелегальный таксист». Итогом стало выявление 30 нарушений. Среди них управление транспортом с незаконно установленными «шашками», провоз пассажиров без лицензий, нарушение водителями ПДД. «Люди, которые провозят пассажиров, должны относиться к этому ответственно. Ответственность несёт любой водитель, а частный перевозчик тем более», — говорит Светлана Середович, инспектор отдела пропаганды отдельного батальона городской ГИБДД.

Автор:
Владимир Пешков
Источник:
газета "Премьер"