Приключения электроники-2

Готовы ли вологодские школы к предоставлению электронных госуслуг?

С января 2014 года все учебные учреждения должны были перейти на новый формат и перевести в электронный вид наиболее массовые и социально значимые услуги (ФЗ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

По данным городской администрации, в связи с этим все школы города Вологды к 1 января 2014 года были обеспечены необходимым оборудованием для оказания данной услуги. Для ее получения родители или другие законные представители учеников должны быть зарегистрированы на Портале государственных услуг.

На практике это означает, что подать заявление, поставить на учет, зачислить ребенка в образовательное учреждение, получать данные об его успеваемости, тестированиях и экзаменах мы можем, не отходя от компьютера. Увы, реальность гораздо прозаичнее.

В конце 2013 года в целом по области 33 школы работали с электронными дневниками. Но только в областной столице 46 школ.

Все готовы?

Одним из проблемных вопросов является внедрение в образовательный процесс электронных дневников. В идеале с их помощью родители смогут получать полную и достоверную информацию об успеваемости детей, их отсутствии на уроках, заданиях преподавателей. Кроме того, некоторые системы электронных дневников позволяют проводить дистанционное обучение. Но это в идеале.

Для того чтобы оценки в дневники и журналы выставлялись оперативно, в школе в каждом кабинете должен быть в наличии подключенный к Интернету компьютер. Но в большинстве школ этого нет и близко. Как правило, компьютерами и выходом в сеть оборудованы только учительские. И вариант «одна учительская — один компьютер» до сих пор существует. Понятно, что об оперативности в такой ситуации говорить не приходится. Более того, такое положение существенно ухудшает условия труда педагогов. Для того чтобы заполнить электронные документы, учителя должны сидеть после окончания занятий и ждать своей очереди. В итоге известны ситуации, когда педагог смог занести домашнее задание в электронный дневник только вечером.

Недавно коллектив одной из школ Вологодской области обратился в Интернет-приемную парламента. Педагоги обратили внимание, что на 20 учителей приходится лишь один компьютер с подключением к Интернету.

Народные избранники посчитали, что одного компьютера на 20 учителей хватит. Депутат Александра Баданина отметила, что нескольких компьютеров в школе достаточно, чтобы все учителя смогли заполнить электронные дневники. По ее мнению, это вопрос организации рабочего времени. А Департамент образования заверил депутатов, что педагоги прошли соответствующее обучение даже опережающими темпами.

Клавиши разбегаются

Несмотря на повсеместный ввод электронной документации, бумажную никто отменять не собирается. Получается, что нагрузка на учителей увеличится: они фиксируют оценки как в электронных, так и в обычных дневниках. По логике должна бы вырасти и зарплата, но рассчитывать на это педагогам не стоит. Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих», должностная обязанность учителя — «осуществлять контрольно-оценочную деятельность в учебном процессе в условиях информационно-коммуникационных технологий».

Еще один вопрос, который возникает с введением электронной документации, — система, по которой они будут работать. Единой формы работы электронных дневников и журналов не существует. На сегодняшний день минимум 10 компаний предоставляют свой программный продукт в поле электронных дневников.

Когда руководство школ собирается на совещания в Департаменте образования и в областном правительстве, выясняется, что внедрением системы занимаются представители нескольких структур — непосредственно Департамент образования и «Центр информатизации и оценки качества образования» (работа с сервером), областное правительство, «Ростелеком» (сайт госуслуг), а также сами разработчики системы электронных дневников, которые могут находиться, например, в Казани.

Дитя без глазу

В результате ситуацию, как сообщил «Премьеру» директор одной из вологодских школ, полностью отражает поговорка «у семи нянек дитя без глаза». Родители школьников практически каждую неделю в Интернете делятся своими впечатлениями о сбоях системы. Например, чтобы узнать об успеваемости ребенка из 32-го лицея, нужно заплатить 50 рублей. И в один прекрасный день на сайте появилось сообщение, что просмотр оценок недоступен, потому что услуга не оплачена. Руководству учреждения пришлось разбираться, и выяснилось, что причина сбоя была связана с проведением технических работ на сервере: «Наши родители по желанию оплачивают только СМС-информирование. Никаких невыполненных финансовых обязательств перед компанией «КОРУС консалтинг» у лицея 32 нет. Договор действует до следующего учебного года», — сообщили родителям.

Понятно, что когда постепенно все привыкнут к нововведению, сбоев и вопросов станет меньше. А пока, не успев обкатать систему электронных дневников и журналов, Департамент образования и администрация города возвестили о введении в школах системы «Электронная проходная» — уже в трех школах идет этот эксперимент. Родители вновь нервничают — сколько будет стоить работа системы? По каким критериям будут отбирать охранные организации?

В Череповце, который уже в прошлом году в 11 школах ввел электронные проходные, данная услуга, как и электронные дневники, бесплатная как для детей, так и для школ. Педагоги сообщали, что если мама и папа хотят получать в виде СМС информацию о том, пришел ли ребенок в школу, они будут платить 80 рублей в месяц.

Но, как сообщили родители в Интернете, директор одной из череповецких школ дополнительно предложил им скинуться еще по 250 рублей. Это вызвало ярость у ничего не понимающих родителей, которые тут же устроили скандал и потребовали объяснить правила работы «Электронной проходной»… Между тем «электронизации» собираются подвергнуть и оплату школьных обедов, и оплату проезда учеников…

Автор: Марина Чернова, Елена Литвинова
Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика