Готовьте мелочь, или Почему жителям Вологды приходится платить за проезд в автобусах дважды

[Обзор прессы]

Уважаемые вологжане, вы скупцы?! Видимо, да, если вас заставляют платить дважды. Дело в том, что в салонах автобусов маршрута №15, принадлежащих участникам НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды», можно обнаружить любопытные объявления следующего содержания: «Уважаемые пассажиры! При отсутствии валидатора (Электронная Вологда) или его технической неисправности Вы обязаны оплатить проезд. Администрация».

На первый взгляд, ничего необычного здесь нет. Если бы не одно маленькое «но» - иногда в этих автобусах попросту нет терминалов. В результате граждане вначале размахивают купленными на свои кровные картами, кондуктора ссылаются на некий «приказ», затем пассажиры достают кошельки и отсчитывают 20 рублей — ехать-то надо. «Комсомолка» решила разобраться в этой ситуации.

ВЫХОДА НЕТ?

Первым делом мы обратились непосредственно в НП «Перевозчики». Однако, там сообщили, что партнерство всего лишь выполняет предписания так называемых Правил автоматизированной системы оплаты проезда, кои придумало ПАТП №1.

Вот что пояснила начальник отдела эксплуатации предприятия Мария Михайлова.

- 15-й маршрут обслуживается совместно с ПАТП №1, и электронные карты действуют на нем вне зависимости от перевозчика. Действительно, согласно Правилам, пассажир обязан оплатить проезд наличными в случае неисправности терминала или его отсутствия. Хочу сказать, что пошли мы на такие меры недавно. Ведь раньше, когда терминалов было совсем мало, мы провозили пассажиров практически бесплатно - достаточно было просто показать кондуктору карту. Но некоторые граждане начали хитрить и предъявлять карты с заведомо потраченными поездками или нулевым балансом. В итоге с 1 декабря мы начали просто выполнять давно существующие правила.

- Что же делать пассажирам?

- Если на электронной карте активирована услуга «Проездной билет» (его стоимость 850 рублей), то для того, чтобы проехать по ней, когда терминал неисправен, вам требуется либо квитанция, выдаваемая при покупке карты и активации услуги, либо идентификационная карточка, которую вам выдадут по запросу, либо чек с любого другого терминала любого другого автобуса. На этих чеках указано до какого времени действует ваш «Проездной билет». Если же квитанции, карточки или чека на руках нет, то можно обратиться в Информационно-справочный центр «Электронная Вологда», специалисты там разберутся и деньги вам вернут.

«Уважаемые пассажиры! При отсутствии валидатора (Электронная Вологда) или его технической неисправности Вы обязаны оплатить проезд. Администрация»
«Уважаемые пассажиры! При отсутствии валидатора (Электронная Вологда) или его технической неисправности Вы обязаны оплатить проезд. Администрация»
Фото: Валерия ВЕРХОРУБОВА

Что ж, с безлимитным электронным «Проездным билетом» все более-менее ясно. Имей бумажку или топай из-за 20 рублей в Центр, где на тебя посмотрят соответствующе. К слову, об информационно-справочном центре. Для возврата средств вам потребуется подать заявление, предоставить оплаченный контрольный билет, саму карту для проверки и удостоверение личности. Автобус, к счастью, предъявлять не нужно. Затем сотрудники Центра проведут проверку и свяжутся с вами в течение 10-ти дней. И если выяснится, что вы не соврали, деньги вам все-таки переведут — и не куда-нибудь, а на лицевой счет. Правда, неизвестно в течение какого времени. Все эти муки, напомним, из-за 20 рублей.

Ну а что же делать владельцам карт «UltraLight» (которые по 15 и 30 поездок) и «Электронный кошелек»? Да ничего. Ведь на них невозможно проверить наличие или отсутствие достаточного количества средств или поездок. Чеки из других автобусов здесь не годятся — кто знает, сколько еще поездок вы совершили за прошедший между этими период? О квитанции же и говорить не приходится.

Обращаться в Центр так же бессмысленно — там подобные заявления даже не принимают. Видимо, слишком хлопотно для любимого детища Администрации. Так что остается счастливым обладателям «картонок» либо платить наличными, либо ждать — следующего автобуса, установки терминалов или конца света.

СЛОВО И ДЕЛО

Однако ждать конца света согласны не все. Как стало известно нашему изданию, один из вологжан не смирился с существующим порядком вещей и подал заявление в Роспотребнадзор. Спустя некоторое время из ведомства пришел ответ. В коем значилось, что ПАТП №1 нарушило законодательство и должно быть привлечено к ответственности.

- Условие об оплате проезда водителю или кондуктору при отсутствии валидатора или его технической неисправности содержится в Правилах автоматизированной системы оплаты проезда, разработанных и утвержденных МУ ПАТП №1. По мнению Управления, это условие противоречит законодательству РФ в сфере защиты прав потребителей и ущемляет права потребителей. В связи с этим в настоящее время Управлением по данному факту в отношении МУ ПАТП №1 проводится расследование в целях привлечения его к административной ответственности и пресечения дальнейшего совершения административного правонарушения, - говорится в письме ведомства.

Монтаж терминалов ведется непрерывно
Монтаж терминалов ведется непрерывно
Фото: Валерия ВЕРХОРУБОВА

В Роспотребнадзоре корреспонденту «Комсомолки» подтвердили, что в отношении муниципального перевозчика проводится расследование, которое должно завершиться в конце февраля. Тогда же станет известно и о его результатах.

В самом же ПАТП №1 обсуждать с нами эту ситуацию отказались.

- Расследование еще не закончено. Нарушение прав потребителей - это лишь мнение Роспотребнадзора, а никак не вывод. Свою же позицию по этому поводу мы уже высказали. Но озвучивать ее я не буду, - заявил директор предприятия Алексей Карулин.

Ну не будете, и не надо. Многим ваша позиция ясна и так. Мы же дождемся конца расследования.

И напоследок. Сейчас 15-й маршрут обслуживают 16 автобусов, шесть из которых принадлежат ПАТП №1 и десять - «Перевозчикам». Без терминалов на линию, по словам Марии Михайловой, выходит максимум пока 1-2 автобуса, но работа по монтажу аппаратов ведется непрерывно.

Однако эмпирическим путем мы выяснили, что воз и ныне там - устанавливать терминалы перевозчики по-прежнему не спешат. 

Автор:
Алексей Рыбин
Источник:
газета "Комсомольская правда"
Теги:
транспорт