Роман о виртуальной зависимости

[Обзор прессы]
За публикацию книги боролись сразу пять столичных издательств. Авторы выбрали крупнейшее.

За день до наступления нового года в продажу поступил роман Альтс Геймера «Уровни Мидгарда». Авторский коллектив — двое друзей, одного из которых можно по праву назвать череповчанином, хотя он переехал из Нижнего Новгорода в наш город не так давно.

За плечами обоих более 20 лет сочинительства, членство в нижегородском молодежном литобъединении и публикации рассказов. Несмотря на то что «Уровни Мидгарда» — первая опубликованная книга, назвать авторов новичками в литературе было бы неверно.

Роман написан около четырех лет назад, но никаких попыток издать его друзья не предпринимали. К правке приступили лишь в феврале прошлого года и за пять месяцев переписали трижды.

Книга неожиданно быстро проделала путь от рукописи до печатного издания, а за право публикации боролись сразу пять издательств. Предпочтение было отдано крупнейшему, и 30 декабря книга вышла в серии «Фантастический боевик» издательства «Армада». Роман даже стал номинантом национальной литературной премии «Дебют», но из-за того, что уже был подписан договор и переданы права на издание, авторы от участия в конкурсе отказались.

Для авторского коллектива столь быстрая и положительная реакция издательств стала своего рода неожиданностью: в Интернете можно найти более 162 тысяч неопубликованных произведений, написанных в этом жанре. Поджанр романа сами авторы определяют как «Лит-RPG» (Role-playing game — вид игр, предполагающих глубокое погружение в роль некоего персонажа в вымышленной вселенной), то есть в нем присутствует символика онлайн-игр и виртуального пространства. Если бы книга вышла в момент окончания работы над рукописью (то есть четыре года назад), она стала бы одной из основоположниц жанра.

И действительно — в романе рассказывается о фантастическом средневековом мире Мидгарде, куда люди попадают посредством компьютерного интерфейса.

И критики, и рецензенты упрекали авторов в том, что книга написана слишком брутально, что в ней много насилия, а герои предаются всевозможным излишествам. На что первые парировали: жизнь средневековых вельмож такой и была.

В романе затронуты и проблемы так называемого социального дарвинизма, в частности тема зависимости человека от виртуального пространства.

— Человеку свойственно вырабатывать положительные и отрицательные эмоции, независимо от его желаний, потому что гормональная система использует наши эмоции как строительный материал, — говорит Роман, один из членов авторского коллектива. — Еще О. Генри писал: «Если вы хотите поощрять ремесло человекоубийства, заприте на месяц двух человек в хижине. Человеческая натура этого не выдержит». Люди в узком пространстве вынуждены разряжать друг на друга не только положительные, но и отрицательные эмоции. Или другой пример: если последовательно реализовать все желания человека, дать ему материальные блага, о которых он мечтает, то через какое-то время мы увидим глубоко несчастного человека, у него закончатся гормоны счастья. Мы попробовали рассмотреть эту проблему в разрезе все больше входящего в нашу жизнь виртуального пространства.

По словам Романа, окружающая реальность гармонизирует отрицательные и положительные эмоции, в то время как виртуальное пространство забирает только положительные:

— Чем больше мы будем им пользоваться, тем меньше позитива будет оставаться на реальную жизнь. Реальность будет казаться серой, обыденной, и человек будет стремиться туда, в сказку, которую он создает. В Мидгарде — это еще более обострено. Это синтетический мир, который создавался с высокими гуманистическими принципами, чтобы высасывать из людей все плохое, что у них есть. Его создатели четко следили за тем, чтобы не нарушался общий порядок. Однако главные герои вступают в борьбу с иерархами мира, ведь они видят иное — насилие, ужасы, несправедливость — и пытаются это изменить. В конце концов они победили, но что получили — еще вопрос.

В феврале авторы должны закончить продолжение романа — вторую и третью части; будут ли они приняты к публикации, зависит от продаж первой части. Правда, уже сейчас в интернет-магазинах экземпляры романа заканчиваются быстрее, чем их успевают подвозить.

Автор:
Марина Белая
Источник:
Газета Речь