Оператор техосмотра попал под следствие

Техосмотр транспорта не должен становиться формальностью, ведь выезд на дорогу неисправных автомобилей может обернуться авариями с гибелью людей.


Техосмотр транспорта не должен становиться формальностью, ведь выезд на дорогу неисправных автомобилей может обернуться авариями с гибелью людей.

На Вологодчине возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц одного из операторов проведения технического осмотра — ЗАО «Техосмотр», в адрес которого уже было много нареканий как в прессе, так и со стороны различных надзорных органов. Это дело для нашей области — прецедент, который может послужить началом того, что в сфере организации проверки технического состояния транспорта на Вологодчине наконец-то будет наведен порядок.

«Липовые» проверки

Уголовное дело по части 1 статьи 327 УК РФ («Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования») было возбуждено на основании материалов прокурорской проверки проведения тех-осмотра в пункте ТО ЗАО «Техосмотр» в Вологде на улице Дзержинского. По мнению работников прокуратуры, проверка техсостояния транспортных средств там проводится в помещении, абсолютно не приспособленном для этой процедуры: в нем нет ни катков для проверки тормозов, ни какого-либо диагностического оборудования. Тем не менее каждому обратившемуся туда авто-владельцу выдается диагностическая карта на автомобиль, а информация о пройденном ТО вносится в Единую автоматическую информационную систему (ЕАИС ТО), которая является общей базой данных всех операторов тех-осмотра и ГИБДД.

— Само по себе это и есть нарушение закона, — объясняет начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Сергей Кузнецов. — Машина не проверена надлежащим образом в связи с невозможностью это сделать даже технически, а диагностическая карта ее владельцу выдается, информация о прохождении этим автомобилем техосмотра в базу данных заносится.

К слову, проверяющие запротоколировали такой факт только по одному автомобилю, а в день проверки через этот пункт ТО прошли 67 машин.

Сейчас уголовное дело находится в производстве отдела дознания УМВД области. Сергей Кузнецов рассказал, что в ходе расследования также будет дана правовая оценка действий должностных лиц и страховой компании «Росгосстрах», напрямую работающей с ЗАО «Техосмотр». К ней у прокуратуры тоже накопилось много вопросов, которые касаются выдачи полисов автогражданской ответственности и так называемых предзаполненных диагностических карт.

Пассажиров перевозили автобусы, которые не проходили техосмотр

Отношения компании «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» сложились сразу с 1 января 2012 года, когда процедура техосмотра по всей стране перешла от ГИБДД в руки частных операторов. Всех своих клиентов «Росгосстрах» с самого начала стал направлять для прохождения техосмотра именно в эту фирму. Тогда у только образующегося предприятия не было своих офисов, представители ЗАО «Техосмотр» почти повсеместно сидели в зданиях, занимаемых страховой компанией. Ну а сама процедура ТО носила формальный характер: в отделениях «Росгосстраха» клиентам без всякого прохождения техосмотра сразу выдавали и бланк ТО, и полис ОСАГО. Правда, с клиента брали расписку с обязательством пройти у оператора полный тех-осмотр. Однако многими водителями, фактически получившими в страховой компании уже все необходимые документы, которые дают право эксплуатации автомобиля (а инспектору ДПС в случае проверки как свидетельство прохождения ТО необходимо предъявлять только полис ОСАГО), это обязательство игнорировалось.

Пытаясь упорядочить сферу организации техосмотра, Правительство России отменило с 1 августа 2012 года талоны ТО, введя вместо них диагностические карты, в которые должны вноситься все параметры технического состояния автомобиля, выявленные в ходе проведения ТО с использованием средств диагностики. Но лучше на рынке техосмотра, увы, не стало. Как отмечают в УМВД области, в практику вошла своеобразная торговля диагностическими картами. Это когда вместе с полисом ОСАГО агенты страховой компании за 630 рублей выдают и бланки диагностических карт, а представитель ЗАО «Техосмотр», приезжая в район в определенный день месяца (своих представителей у «Техосмотра» в районах нет, в области представительства есть только в Вологде и Череповце), регистрирует карты, занося сведения в ЕАИС ТО. Естественно, благодаря формальности процедуры, когда прохождение техосмотра фактически стопроцентно гарантировано, подавляющее большинство автовладельцев стали клиентами «Росгосстраха» и ЗАО «Техосмотр».

Такая ситуация серьезно задела интересы предпринимателей, которые хотели бы заниматься на рынке ТО по правилам, и заставила обратиться их в различные инстанции. Органы прокуратуры на местах провели проверку по этим обращениям. Результаты не радуют. Как констатировал Сергей Кузнецов, многочисленные нарушения процедуры проведения техосмотра выявлены в Череповце, Соколе, Верховажье, Грязовце, Кириллове. Зачастую техосмотр проводится просто формально, а порой встречаются факты того, что диагностические карты заполняются на полностью неисправный автомобиль.

Прокурорские работники едины во мнении: с такой ситуацией мириться нельзя. Ведь последствия могут быть самые плачевные. По информации из ГИБДД, с начала этого года на Вологодчине выявлено 15 фактов того, что без фактического прохождения ТО работали на линии пассажирские автобусы, в том числе и межрайонных маршрутов. При проверке выяснилось, что у автофургона «Скания», влобовую столкнувшегося 28 марта с автобусом «Хюндай», перевозившим питерских детдомовцев, не было диагностической карты на полуприцеп, но страховое свидетельство на него, выданное компанией «Росгосстрах», имелось. Справедливости ради заметим, что в той трагедии вины водителя «Скании» нет. Правда, нетрудно предположить, что при таком отношении к техосмотру подобные ситуации, когда ДТП происходят из-за неисправных авто, — абсолютная реальность. И плата за это — человеческие жизни. Вот почему надзор в данной сфере взят прокуратурой области на особый контроль.

И еще: по словам Сергея Кузнецова, под уголовную ответственность подпадают не только те, кто незаконно выдает полисы ОСАГО и неподобающим образом проводит техосмотр, но и те, кто такими услугами пользуется. Есть о чем задуматься, не правда ли?

Похожая ситуация — во многих регионах

Борьба с незаконной выдачей полисов ОСАГО компанией «Росгосстрах» ведется и в других российских регионах. И кое-где в этом направлении есть положительные результаты.

Так, в Архангельской области по иску прокуратуры Устьянского района признаны незаконными действия этой компании по заключению на территории района договоров ОСАГО с владельцами транспортных средств без предоставления страхователями талона техосмотра. Ответчик обязан прекратить выдачу полисов «автогражданки» без соблюдения процедуры проведения ТО.

А судебная коллегия Иркутского областного суда по гражданским делам недавно признала ничтожным полис ОСАГО, выданный клиенту «Росгосстраха» без проведения техосмотра. Клиент сам обратился в суд с иском о признании ничтожной сделки по выдаче полиса на основании частично заполненного талона ТО. В заявлении в суд истец сообщил, что считает свои права нарушенными, поскольку перед заключением договора ОСАГО ему обещали оперативное прохождение тех-осмотра прямо в офисе страховщика. Однако, несмотря на то, что полис ему продали, техосмотр так и не был проведен. Также он указал, что по названному ему страховщиком адресу пункт техосмотра отсутствовал. Вместе с возвратом денег, потраченных на страховку, процедуру ТО, мужчина потребовал и компенсировать ему моральный вред, который он оценил в 50 тысяч рублей. Сначала городской, а затем и областной суды встали на сторону заявителя, удовлетворив его требования, кроме компенсации морального вреда.

В Псковской области стараниями прокуратуры возбуждены два уголовных дела по статье «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» по фактам незаконной выдачи полисов ОСАГО все той же страховой компанией. Кроме того, по информации интернет-изданий, Российский союз автостраховщиков ведет проверки по жалобам на нарушения при проведении техосмотра в 29 субъектах РФ. К проверке подключилась и Федеральная антимонопольная служба.


Проблема становится общефедеральной

Тема предоставления некоторыми страховыми компаниями полисов ОСАГО без прохождения техосмотра обсуждалась на днях депутатами постоянного комитета ЗСО по экономической политике и собственности. Депутаты отметили, что проблема приобретает общефедеральное звучание. Не случайно эта тема будет обсуждаться на общероссийском съезде операторов техосмотра.

«Власть должна пресекать деятельность страховых компаний, которые, нарушая действующее законодательство, выдают полисы ОСАГО и пустые диагностические карты без технического осмотра автотранспортных средств, — считает председатель ЗСО Георгий Шевцов. — Они не задумываются над тем, что на трассу выезжают фактически неисправные автомобили, а это может привести не только к росту аварийности на дорогах, но и к гибели людей. Считаю, что это прямое нарушение действующего законодательства страны».
Источник: Игорь Митин
Автор: Игорь Митин
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика