Путь к совершенству

[Обзор прессы]

Еще 10 лет назад Вологда считалась городом коммунальных проблем. Истории об отсутствии в доме воды, текущих крышах и залитых канализацией подвалах были неотъемлемой частью любого выпуска новостей и каждого номера газеты. Как удается решать проблемы, которые когда-то казались вечными, и когда система ЖКХ Вологды приблизится к идеалу – рассказывает начальник Департамента градостроительства и инфраструктуры  Администрации города Вологды Алексей Осокин.

—  Алексей Феодосьевич, расскажите о нынешнем состоянии дел в сфере ЖКХ в Вологде.

—   Я оцениваю нынешнее состояние дел сферы ЖКХ в городе Вологде как стабильное, если по пятибалльной шкале, то на четверку. И считаю, что в нашем городе делается очень много для того, чтобы этот уровень постоянно повышался.

По итогам 2011 года система теплоснабжения города Вологды была признана самой надежной в стране, нам вручили грамоту Министерства регионального развития. Вологодский «Водоканал» — тоже в числе лидеров на российском уровне, и это обоснованная оценка. В этом году мы закончили реконструкцию очистных сооружений канализации и теперь сбрасываем в реку воду чище, чем мы ее забираем из реки, это очень серьезный плюс. В следующем году будут завершены работы по реконструкции очистных сооружений водопровода, и вода будет подаваться в том объеме, в котором необходимо на двадцатипятилетнюю перспективу для города. «Водоканал» в процессе реализации этих планов плотно работает с банками, в том числе с Европейским банком реконструкции и развития. Я могу с уверенностью сказать, что в процессе модернизации Вологда применяет последние достижения науки, лучшие технологии.

—  Наверное, отчасти по этой причине два года подряд Вологда входит в пятерку самых чистых городов России?

—   Конечно, благодаря качественной работе разных служб Вологда в последние годы действительно стала чистым, зеленым, цветущим городом, экологически благоприятным для жизни. Но я вижу причину успеха еще и в том, что город не отдал в частные руки коммунальные предприятия, занимающиеся уборкой. Многие города построили систему таким образом, что все отдается на конкурсной основе частному бизнесу, там за порядок отвечают разные компании. И ситуации в итоге возникают разные. У нас тоже существует конкурсная основа. Но конкурировать с нашим муниципальным предприятием «Вологда­зеленстрой» в уборке и благоустройстве городских улиц очень сложно, поскольку предприятие постоянно совершенствуется, развивается исходя из требований времени: осваивает современные технологии, закупает новую технику. Да, мы вкладываем в его развитие бюджетные деньги, но зато и спросить есть с кого. Система оправдывает себя, я не раз слышал отзывы вологжан и гостей города, что город стал ухоженнее, чище.

—  А какова доля частного бизнеса в сфере ЖКХ города?

—   Теплоснабжение и водоснабжение находятся в муниципальной собственности. Это концепция политики города, гарантия безопасности города, стабильности. А частный бизнес представлен в сфере управления жилым фондом: 52 из 55?ти управляющих компаний — частные. Сейчас в Вологде всего три управляющие компании имеют муниципальную долю.

Частный бизнес в Вологде широко представлен в сфере переработки твердых бытовых отходов. Например, частная компания «Вторресурсы» занимается существующим полигоном (это свалка на ул. Мудрова) и подготовкой нового полигона в урочище Пасынково, а также строительством мусороперерабатывающего завода.

—  Алексей Феодосьевич, как и в чем городская власть имеет право контролировать работу управляющих компаний?

—   Конечно, в первую очередь контролем в коммунальной сфере занимается жилищная инспекция. Она имеет право проводить проверки и наказывать нарушителей.

Что же касается муниципалитета, то, несмотря на появление новых контролирующих функций, мы стараемся выстраивать с управляющими компаниями партнерские отношения. У нас общие задачи — сделать жизнь вологжан комфортной. Кстати, одно из первых в стране СРО было создано в Вологде, благодаря работе с этой организацией мы централизовали многие вопросы: у нас одинаковый договор на тепло, на воду и другие услуги, одинаковые условия для всех управляющих компаний.

—  Условия работы одинаковые, а результаты разные, как показывает рейтинг управляющих компаний, опубликованный на сайте Администрации города.

—   Да, и оценка, положенная в основу этого рейтинга, — объективная. Она рассчитывается по формуле, разработанной в Администрации города, и складывается из многих факторов: уровень задолженности компании перед ресурсоснабжающими организациями, сроки этой задолженности, уровень платежей граждан в каждой компании, количество жалоб на эту компанию от жильцов, и с какой скоростью компания отрабатывает эти жалобы. При оценке учитывается также общественное мнение, которое любой вологжанин может оставить на сайте Администрации города vologda-portal.ru. Специалисты Департамента градостроительства и инфраструктуры и МАУ «Вологда-Портал» провели огромную работу, разработав эту систему. Это работа не одного человека, поэтому подделать результаты невозможно: каждый отдел, каждый специалист, каждое предприятие, отвечающее за определенное направление, дает те данные, которые сводятся в один показатель.

—  А как лично вы, на основе своего опыта, оцениваете работу управляющих компаний?

—   Я бы выделил в положительном плане «Коммунальщик», «Подшипник», «Фрязиново». «Коммунальщик» сейчас возглавляет Илья Сергеевич Петров, интересный молодой руководитель, креативный, очень жестко подходящий к делу. И у него в работе еще есть ошибки, но на пути к коммунальному идеалу он ушел дальше всех, хотя финиш еще не близок. Довольно хорошо работает компания «Союз». Ее директор Сергей Игоревич Рожков — человек с большим опытом. Леонид Владимирович Серов, директор компании «Бывалово», имеет очень хорошие результаты работы.

Но выбор вологжанами управляющей компании редко основывается на рейтинге и оценке специалистов. Вологжане только начинают использовать эти подходы. Довольно часто возникают такие ситуации: компания работает плохо, решить проблемы не может, а когда речь заходит о смене УК, люди отвечают: «Нет, мы к своей привыкли».

Управление домами — очень сложный процесс, и заниматься им должны компетентные специалисты. В этом смысле мы готовим серьезную реформу внутри города. Мы планируем сократить количество управляющих компаний в городе. Сейчас их 55, в ближайшие 2–3 года станет 15. Мы считаем, что компаний, которые управляют 2–3 домами, в Вологде быть не должно: они не эффективны, поскольку значительная доля средств, собранных на содержание жилья, тратится на содержание директора, главного бухгалтера, юриста и помещение, в котором работают последние. Население страдает и от низкого качества услуг таких компаний. Бывает так: один квартал, там 4 дома разных компаний, они постоянно выясняют, чья территория и кто ответственный. А в итоге — людям некомфортно.

Сейчас мы выстраиваем такую концепцию содержания территории города, при которой городская власть убирает все городские улицы до красных линий домов. Внутри любого квартала должна работать одна управляющая компания. Эта модель, по нашему мнению, является наиболее эффективной. Компания не только содержит жилой фонд, но и обслуживает все коммерческие помещения, магазины, детские сады, она же отвечает за вывоз мусора и за уборку территории.

—  Алексей Феодосьевич, как вы считаете, насколько развит у вологжан уровень коммунальной грамотности?

—   Вопросов у людей очень много. Ответы на них люди получают на личных приемах с сотрудниками Департамента градостроительства и инфраструктуры, в СМИ, в Школе правовой и коммунальной грамотности, которая открыта в МКУ «Центр по работе с населением». Центр совместно с Администрацией города подготовил и издал брошюру «ЖКХ: Вопрос — ответ», которая если бы продавалась, была бы бестселлером, поскольку там даны ответы на самые популярные коммунальные вопросы в соответствии с действующим законодательством и в очень доступной форме. Насколько мне известно, эта брошюра стала настольной книгой для советов домов, которые сейчас массово создаются в Вологде. Совет дома — это энергичные, инициативные люди, которые в онлайн-режиме контролируют управляющую компанию. Компания «Коммунальщик» в этом отношении хорошо работает: планы расписаны на год вперед и согласованы с советами домов, и люди знают четко когда, где и какой ремонт, какие расходы. Выполнение этих планов тоже контролирует совет дома.

—  Как успешно Вологда участвует в федеральных программах в сфере ЖКХ?

—   Вологда старается принимать участие во всех программах. Получение денег из федерального бюджета — это для любого муниципального образования во благо. Наш город — в уверенной группе лидеров по участию в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. С 2008 года мы включились в программу по капитальному ремонту домов, за это время привели в порядок около 200 домов. Этот проект будет продолжаться, но в новой форме. Сейчас формируется система региональных фондов капитального ремонта, которая должна запуститься в ближайшее время. Процесс будет продолжаться, пока не отремонтируем все дома. Вторая большая программа, в которой Вологда активно участвует, — это программа расселения ветхого и аварийного жилья.

Сейчас Вологда участвует в разработке федеральной программы по строительству жилья эконом-класса.

—  Алексей Феодосьевич, вы в нашей беседе не раз говорили, что коммунальные дела в Вологде идут хорошо. Но все равно и в России, и в нашем городе есть коммунальные проблемы, которые копились на протяжении десятилетий и пока не решены. Как вы считаете, когда и какой ценой их удастся решить полностью?

—   Все проблемы в ЖКХ не удастся решить полностью никогда и никому. Другой вопрос — какого характера проблема. В Вологде 10 лет, например, в Бывалово, жители зимой замерзали, затем была проведена огромная работа, и эту серьезную для целого района проблему удалось решить. Сейчас живущие там вологжане озабочены совсем другими вопросами: строительство детских садов, организация мест отдыха. Раньше летом в Вологде горячую воду отключали на 2 месяца, и все к этому привыкали, воспринимали как должное, а сейчас люди жалуются, если отключение длится больше двух недель. Чем выше планку мы поднимаем по уровню качества, тем соответственно выше поднимаются требования у вологжан, и это нормальное явление.

Самая большая задача на будущее — это реконструкция сетей тепло- и водоснабжения. Вероятно, скоро появится федеральная программа, по которой будут финансироваться эти работы. Когда эти планы станут реальностью, Вологда обязательно будет участвовать в такой программе и активно вести работы по замене сетей.

—  Как вы думаете, в каком направлении будет развиваться система ЖКХ, например, через 5–10 лет, как она будет выглядеть?

—   Если не произойдет никаких глобальных катаклизмов, то система никак не изменится. Будут новые технологии, но общее состояние не поменяется. В Вологде продолжится модернизация коммунальных предприятий и сетей, будут еще активнее использоваться новые, в том числе энергосберегающие, технологии, которые позволят оказывать более качественные услуги и экономить ресурсы и деньги.

В этом году, в крайнем случае, в следующем будет введен в действие новый генеральный план города Вологды. В соответствии с ним площадь города увеличится в полтора раза. Соответственно, и работы у коммунальных служб будет тоже в полтора раза больше. Будут строиться новые микрорайоны, будут новые объекты. И, конечно, будут новые заботы и проблемы.

 

Автор:
Татьяна Сергеева
Источник:
"Бизнес и власть"
Теги:
ЖКХ