Электрички: короткое замыкание

[Обзор прессы]
Вопросы компенсации пригородных перевозок должны решаться на уровне руководства страны.

Вопросы компенсации пригородных перевозок должны решаться на уровне руководства страны.

Железнодорожники разработали поэтапный план по сокращению количества пригородных маршрутов на Вологодчине. Так, полностью могут быть отменены сразу десять пригородных поездов.

Первый этап сокращения должен быть запущен 15 ноября.

— По закону нам необходимо оповестить о закрытии маршрутов пассажиров. Будем раздавать листовки, развешивать уведомления в электричках, раздавать информацию в билетных кассах, — рассказывает начальник службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре — структурного подразделения ОАО «РЖД» Сергей Пастернак.

«Под нож» руководство Северной пригородной пассажирской компании собирается отправить шесть поездов: 6423 «Вологда — Череповец», 6424 «Череповец — Вологда», 6467 «Вожега — Вологда», 6496 «Вологда — Вожега», 6475/6476 «Буй — Вологда» и 6477/6478 «Вологда — Буй».

Второй этап сокращения намечен на середину декабря. В эти сроки железнодорожники планируют убрать из графика движения электрички 6049 «Череповец — Бабаево», 6050 «Бабаево — Череповец», 6481 «Вологда — Череповец», 6482 «Череповец — Вологда». Еще два поезда по маршруту Коноша — Вологда и обратно будут отменены по выходным дням.

— РЖД разработана программа по сокращению расходов, — поясняет Сергей Пастернак. — Сокращение пригородных поездов — крайняя, но вынужденная мера. Убытки всех 26 пригородных компаний в этом году подойдут к 27 миллиардам рублей. Убытки СППК в результате организации пригородных перево­зок на территории Вологодской области за девять месяцев 2013 года составили более 153 миллионов рублей. Мы понимаем всю значимость таких маршрутов, как Вологда — Череповец, понимаем, что электричками пользуется большое число жителей региона, но другого выхода у нас сейчас просто нет.

В ближайшее время во все регионы страны будут направлены предложения от РЖД предусмотреть в бюджетах статьи расходов на компенсацию пригородных перевозок. По прогнозам компании, по Вологодской области в следующем году речь может идти о 257 миллионах руб­лей.

— Региональные власти по закону вправе регулировать количество пригородных маршрутов, поездов, вагонов, устанавливать тарифы на проезд в электричках ниже себестоимости, но при этом обязаны компенсировать убытки, которые несут пригородные пассажирские компании, — говорит Сергей Пастернак. — Надеемся, что местные власти адекватно воспримут наши требования.

Однако пока предложений об отмене маршрутов в правительство области не поступало. Мало того: с ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» заключен государственный контракт на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2013 год. Этот контракт продолжает действовать и сейчас. Все пригородные поезда, предусмотренные контрактом, продолжают курсировать по согласованному графику.

На вопросы железнодорожников, касающиеся их убытков, в правительстве отвечают, что в настоящее время в регионе действует экономически обоснованный тариф. За проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения установлен тариф в размере 20 руб­лей за каждую 10-километровую зону. Поэтому выделения средств из областного бюджета не требуется. Как будет развиваться ситуация с отменой электричек в дальнейшем, пока не ясно.

— Власти регионов подают нам свои заявки, касающиеся маршрутов, периодичности их курсирования, количества вагонов и так далее, — рассказывает Сергей Пастернак. — Делает это ежегодно и Вологодчина. В следующем году мы не будем осуществлять пригородные перевозки без подписанных с регионами договоров.

«Почему монопольная корпорация, 100% акций которой принадлежат государству, ведет такую политику в отношении пригородных перевозок?» — именно этот вопрос был самым популярным на недавней пресс-конференции региональных журналистов с главой РЖД Владимиром Якуниным, которая прошла в Москве.

В зале собралось около сотни журналистов из разных регионов России. И почти каждый регион старался задать именно этот вопрос, уточняя информацию по пригородным поездам своей территории.

Якунин твердо стоял на своем: РЖД не будет нести убытков, пригородные поезда — госзаказ региональной власти. И никакие доводы о сомнительности схемы формирования тарифов, о высокой прибыльности от другой структуры РЖД, занимающейся грузоперевозками (это позволяет компании в целом иметь положительное сальдо) глава Российских железных дорог не принимал.

Совершенно очевидно, что в общей кризисной ситуации, когда совокупные долги регионов превысили 1,4 триллиона рублей, вопросы компенсации пригородных перевозок становятся федеральной проблемой и должны решаться на уровне руководства страны.
Автор:
Артем Помялов, Дмитрий Погодин