Мэр ищет миллиарды на Насон

[Обзор прессы]

Евгений Шулепов намерен отремонтировать город если не для жителей, так хоть для туристов

Масштабный проект «Насон-город» недавно был представлен в Федеральном агентстве и получил там одобрение. Проект, по замыслу мэра Вологды Евгения Шулепова, должен превратить древнюю тихую Вологду в центр туризма и одновременно стать образцом эффективного партнерства государства и частного бизнеса.

Вологодским проектом заинтересовались и в Ростуризме, включив «Насон-город» в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Сказка длиной в несколько лет

«Насон-город» — проект, в который входят 90 подпроектов, из них 60 касаются реконструкции объектов культурного наследия — архитектурных памятников. Общая площадь, на которой находятся объекты для реставрации, включенные в проект, и земли для строительства новых объектов, составляет 425 гектаров.

«Насон-город» предполагает развитие нескольких востребованных направлений туризма: детского, экскурсионного, фестивального и паломнического. Запланировано построить новые мосты через реку Вологду и новые гостиницы, благоустроить улицы, сделать удобные транспортные развязки, создать уникальные маршруты по исторической части города. Полностью реализовать все это, по словам мэра, удастся к 2020 году. «„Насон-город“ должен стать еще одним узнаваемым брендом Вологды, наряду с вологодским маслом и кружевом. Мы рассчитываем на то, что он будет привлекать в наш город до 1 миллиона человек ежегодно. А это около 10 миллиардов рублей доходов в экономику города!» — заявил мэр Вологды.

Проектировщики и экономисты оценили проект в 19 млрд рублей. Эту цифру в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» подтвердила и начальник отдела предпринимательства и туризма администрации Вологды Ирина Петрова.

— Да, такова предварительная стоимость проекта. Что касается будущих доходов в городскую казну, то назвать какие-то определенные цифры, пожалуй, было бы некорректно. Сколько поступит налогов — это покажет время. По срокам реализации проекта также возможны коррективы — в сторону удлинения, до 2025 года. С большей или меньшей точностью можно говорить о распределении долей денежных средств на реализацию проекта. 60% денег — это частные инвестиции, 40% — это федеральные, областные и городские деньги.

 

Ирина Петрова рассказала, что уже получены 10 млн рублей из федерального центра и 10 млн из городской казны. Эти деньги направлены на строительство транспортной развязки под мостом 800-летия Вологды, точнее, на перенос инженерных сетей. Стоимость всего строительства, которое необходимо завершить к концу 2014 года, составляет 161 млн рублей. Ирина Петрова добавила, что в ближайшее время возможно поступление еще 45 млн рублей из федерального бюджета. Освоить их нужно будет до конца текущего года.

 

Говоря об участии в проекте частного бизнеса, Ирина Петрова назвала несколько уже готовых объектов: музей занимательных наук, два хостела и несколько мини-гостиниц.

О своем желании участвовать в проекте заявили вологодские туроператоры. Ряд предпринимателей уже интересуется перспективами строительства гостиничного комплекса «Дворянские усадьбы XIX–XX веков».

Корреспондент «Русской планеты» посетил одного из участников проекта «Насон-город» — Музей занимательных наук, что на улице Ленинградской. Он открылся в сентябре 2013 года, и сейчас в нем всего 10 рабочих мест — экскурсоводы, технический персонал. От интерактивных экспозиций детей не оторвать: ведь экспонаты можно и нужно трогать руками.

Предприниматель Ольга Баландина, она же директор музея, называет свое детище социально-ориентированным проектом. На скорую прибыль не рассчитывает.

— Я готова к тому, что вообще никакой прибыли не будет, — сказала Ольга Баландина корреспонденту РП.

Воздушные замки

Туристы, отправляющиеся в туры выходного дня, предпочитают воздушный транспорт. Увы, эта категория путешествующей братии практически потеряна для «Насон-города». В Вологде функционирует маленький аэропорт, имеющий возможность принимать только самолеты типа Як-40 и Ан-24. С другими регионами, кроме маршрута в Петербург, Вологда не связана воздушным сообщением.

 

— Да, конечно, отсутствие в Вологде международного аэропорта резко ограничивает возможности развития проекта, — согласилась в беседе с корреспондентом «Русской планеты» Ирина Макарьина — заместитель начальника департамента стратегического планирования и инвестиционной политики администрации Вологды.

 

Гостья Вологды Наталья Лунькова, жительница города Апатиты Мурманской области, указывает на отсутствие рейсов в Вологду:

— Помню, в 80-е годы были рейсы Апатиты — Вологда, я часто летала к сестре. С 90-х годов этого маршрута нет. Приходится тащиться на поезде 36 часов. Мне Вологда очень нравится — красивый город, но я сомневаюсь, что без нормального аэропорта удастся привлечь в город много туристов.

Политик Евгений Доможиров поделился с РП своими мыслями по этой теме.

— Разумеется, город развивать надо, особенно туризм. Но! Как только я слышу из уст этой команды про многомиллиардные инвестиции, то тут же представляю себе, сколько из этих средств будет освоено с пользой для кармана руководителей. Предыдущие пять лет мэрства Евгения Шулепова ознаменовались огромным количеством скандалов вокруг его имени и «распила» бюджета. Это и знаменитая на всю страну «штрафстоянка», это и Городской расчетный центр, это и Центральная диспетчерская служба. Думаю, что при нынешних властях все это превратится в освоение средств с целью обогащения чиновников. А уж когда в этом участвуют областные власти, да еще с федеральными деньгами, то тут уж будут «пилить» и «пилить». А потом лишь разведут руками и скажут: «Все это бездарно проеденные деньги». Проект «Родина Деда Мороза», которому скоро исполнится двадцать лет, это хорошо показал. К сожалению, жадность и отсутствие государственного мышления у нынешнего руководства города и области шансов на успешное развитие проекта не дают. Поэтому хотелось бы, конечно, развития туризма, но придется сказать по Станиславскому: «Не верю». В принципе, и сейчас видно, что никаких реальных расчетов и планов за этим проектом нет. Пока это только воздушные замки.

Автор:
Елена Зубкова
Источник:
Русская планета