Кто «разморозит» продавцов на родине Деда Мороза?

[Обзор прессы]
Туристы, приезжающие в Великий Устюг, очень надеются на то, что от пребывания на родине зимнего волшебника у них останутся только добрые воспоминания.

Туристы, приезжающие в Великий Устюг, очень надеются на то, что от пребывания на родине зимнего волшебника у них останутся только добрые воспоминания.
В разгар летнего туристического сезона в Великом Устюге много гостей. То здесь, то там слышится иностранная речь. С каким чувством они уедут из старинного северного города, захотят ли вернуться сюда еще раз, зависит от того, как их встретили, разместили, накормили, сказали ли добрые слова. Во время очередного пребывания в командировке журналисты «Красного Севера» решили «примерить» на себя роль туристов.

Город контрастов

В гостиничном полулюксе, словно в хорошем заграничном отеле, безукоризненная чистота, красивый интерьер, мебель соответствуют всем международным стандартам. Зато за окном — типичный пейзаж: лопухи и чапарыжник вперемешку с мусором. Гостиничный ресторан небольшой, но уютный. Красивые официантки в клетчатой фирменной одежде, неулыбчивые, ни спасибо, ни пожалуйста, ни, тем более, приятного аппетита говорить не умеют. Цены в предприятиях общественного питания кусаются больнее, чем в столице нашей родины.

Вечером мы отправились попробовать знаменитого великоустюгского пива в местный погребок. Литровая кружка стоит 150 рублей, самое дешевое блюдо — пельмени за 130 рублей. Их и заказали.

Нерасторопная девушка вместо трех порций почему-то принесла только две, поэтому одному из нас пришлось еще 20 минут глотать слюнки. Порция состоит из восьми крошечных пельмешек с горошинками мяса, которое вывалилось из расползшегося теста.

Напоследок официантка обсчитала нас на одну кружку пива, 150 рублей. Деньги вернула без объяснений и извинений. Кстати, летнее кафе-веранда за углом, куда мы заглянули на другой день, предлагает такое же пиво ровно в два раза дешевле.

Но мы об этом не знали, так как никакой рекламы нет. Ровно в 23 часа охранники попросили нас покинуть заведение в связи с его закрытием. В теплый светлый вечер не очень хотелось идти спать, но город, словно вымер, не обещал больше никаких развлечений. Пришлось возвратиться в гостиницу.

Магазинов в Великом Устюге много. Один из центральных торгует товарами для дома. В огромном зале их такое разнообразие, что глаза разбегаются. На многих нет ценников, не говоря уж о другой информации. Спросить не у кого — продавец, одна на весь зал, занята своими делами, поэтому невольно чувствуешь себя лишним.

Зато в соседнем магазине отношение к покупателям совсем другое. Молодой человек, он же владелец торговой точки, натащил в примерочную кучу вещей, предлагая их со знанием дела и при этом успевая улыбаться, разговаривать и делать покупателям комплименты.

Ровно в 18.00 все магазины в городе дружно закрылись. Обойдя весь город, я так и не смогла купить бальзам для волос, которого почему-то не оказалось в номере наряду с шампунем. При гостиницах нет даже киоска или отдела, торгующего товарами первой необходимости.

Что удивительно, вместе со всеми прекратил работу и магазин сувениров около центральной гостиницы. Причем за 15 минут до закрытия продавцов в нем уже не было видно. Правда, одна хозяйка прилавка все же вынырнула из подсобки, но с таким лицом, что покупки делать сразу расхотелось.

«Наш бизнес ориентирован на высокий туристический сезон»

Мы не упустили возможности поделиться впечатлениями со специалистами, курирующими сферу потребительского рынка, услышать их мнение, посетив районную администрацию, где нас встретила исполняющая обязанности начальника отдела потребительского рынка и муниципального заказа администрации Наталья Лаптева, с которой и состоялся наш разговор.

— Наталья Францевна, хотелось бы начать с приятных наблюдений. Мы в очередной раз убедились, что в целом Великий Устюг — город доброй энергетики. Гулять по нему очень приятно. Вечером здесь тихо, спокойно, мы не увидели ни пьяных шумных компаний, ни злачных пивнушек, собирающих их около себя.

— Так было не всегда. Еще несколько лет назад пивные шатры, обтянутые полиэтиленом, киоски и ларьки встречались в городе на каждом шагу. Наш мелкорозничный бизнес благодаря проведенной разъяснительной работе был готов к алкогольным запретам, и никаких эксцессов по этому поводу со стороны предпринимателей не было. Временные сооружения, торгующие алкогольной продукцией, либо совсем прекратили свою работу, либо убрали алкоголь из ассортимента, заменив его другими товарами.

Со стороны власти приняты и другие меры, направленные на сокращение доступности продажи спиртосодержащей продукции, соблюдение правил розничной торговли алкоголем. Восемь торговых объектов потеряли право продавать его в период проведения массовых мероприятий, потому что расположены на расстоянии ближе чем 500 метров от центральной площади, где они проходят. В ночное время алкоголь, как того требует закон, можно приобрести только в ресторанах.

— Однако если судить по заполненности гостиницы, в которой мы жили, предприятий общепита, нам показалось, что гостей в городе много. Правда, их не очень привечают. Ни качеством блюд, ни культурой обслуживания ваши предприятия нас не порадовали.

— К сожалению, проблема такая есть. Что поделаешь, такие уж у нас, на родине Деда Мороза, продавцы «замороженные», скупые на эмоции. Хотя должны бы понимать, что улыбка, культурное обслуживание — это обязанность работников прилавка и сферы обслуживания, визитная карточка предприятия и нашего уникального города. Считаю, что дело все же не в характерах, а в недобработке предпринимателей, которые не проводят воспитательную работу со своими подчиненными по повышению их профессионального уровня.

Одна из причин в том, что им приходится иметь дело с временными работниками, которых они набирают на туристический сезон, а в межсезонье вынуждены увольнять. В качестве положительного примера следует отметить опыт работы с кадрами нашего предпринимателя Андрея Труфанова. Он создал сеть небольших буфетов в районе и ответственно относится к кадровой политике, подбирает будущих специалистов, начиная с первых курсов политехнического техникума, выплачивает им повышенные стипенди. И они в дальнейшем оправдывают оказанное доверие своим добросовестным трудом.

В большинстве же своем студенты, получающие в техникуме специальности в сфере торговли и общественного питания, в Великом Устюге не задерживаются. Среди них много иногородних, которые возвращаются к себе на родину. Отличники стремятся продолжить учебу дальше в больших городах.

Нас тревожит положение в школьном общепите. Комбинат школьного питания в Великом Устюге есть, и он активно задействован для обслуживания туристов в разгар туристического сезона. Но старая гвардия поваров приближается к пенсионному возрасту, и замены ей нет. Поэтому кадровая проблема становится все острее.

Вы заметили, сколько у нас магазинов? Они на каждом шагу, что свидетельствует о перенасыщенности города торговыми площадями. К местным торговым объектам добавились «варяги», торговые сети из соседних областей, которые привлекают покупателей акциями, скидками, более низкими ценами, широким ассортиментом, и нашим местным предпринимателям приходится нелегко. Они и сейчас с трудом выживают и вряд ли смогут выдержать столь жесткую конкуренцию. Хотя маленькие магазинчики шаговой доступности могли бы удержать покупателей повышенным к ним вниманием и индивидуальным подходом.

— Наоборот, создается впечатление, что сейчас, летом, ваши продавцы работают в щадящем режиме и покупатели им не нужны. В шесть часов вечера все торговые точки закрываются, что для нас, жителей больших городов, очень странно. Хотя бы был какой-то дежурный киоск с товарами первой необходимости.

— Мы, представители органов власти, не имеем права диктовать режим работы предприятиям торговли и сферы услуг. Они определяют его сами. Насчет дежурного киоска мы руководителям гостиничного комплекса дадим свои рекомендации. Что касается больших магазинов, в том числе сувенирных, то они могут в любой момент продлить свою работу, если туристическая фирма заранее сделает заявку на обслуживание туристической группы.

— Но ведь многие туристы едут в ваши края в частном порядке и летом, и зимой, и обижаются, что в самой резиденции Деда Мороза туристический сервис, в частности общественное питание, оставляет желать лучшего.

— Опять же это связано с сезонностью зимнего проекта. В межсезонье, когда наблюдается спад гостей, держать штат работников не имеет смысла. Зимой же снова набирать их целую армию, готовить материально-техническую базу предприятий с учетом всех требований Роспотребнадзора очень сложно. Поэтому из-за десяти дней вкладываться в капитальные проекты никто не хочет.

Правда, сейчас нашелся один предприниматель в Великом Устюге, который готов организовать предприятие общепита с учетом его специфики: возможно, это будет ресторан на 200 посадочных мест либо другое стационарное предприятие, которое обеспечит приезжающих не только качественным питанием, но и оставит самые лучшие впечатления о пребывании на родине зимнего волшебника, тем более, что оно будет размещено поблизости от нее.
Автор:
Татьяна Шалушкина