Эксперт: Без лицензирования ДТП под Череповцом повторится

[Обзор прессы]

Сразу после аварии под Череповцом с проверкой пришли в детский дом № 8 Выборгского района. Комиссия хотела знать, какие меры были приняты организаторами тура для обеспечения безопасности детей. Инспектирующие уже выявили целый ряд нарушений. В Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта уверены, что ЧП в Вологодской области станет не последним, если в стране не вернутся к практике лицензирования грузовых и пассажирских перевозок.

Как только в Петербурге стало известно о том, что воспитанники детского дома попали в тяжелую аварию на трассе Вологда — Новая Ладога и в ней погибло 6 человек и 21 пострадал, надзорным ведомствам было велено проверить, насколько серьезно организаторы поездки отнеслись к обеспечению безопасности несовершеннолетних. Как рассказал «Фонтанке» начальник Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерий Куликов, за несколько часов проверяющие нашли многочисленные нарушения.

«Мы выявили отсутствие путевой документации, с водителем автобуса не проводился инструктаж, он лишь формально прошел медицинский осмотр. Также не проводился предрейсовый технический осмотр автобуса. Кроме того, в детском доме не запросили сопровождение ГИБДД», — перечислил ряд проблем Валерий Куликов.

Без лицензии двигалась и «Скания». Валерий Куликов отметил, что ранее в России существовали правила лицензирования грузового и пассажирского транспорта, теперь лицензии выдают лишь на международные и городские перевозки. «Сейчас водители грузовиков не проходят медосмотры, многие не отдыхают необходимое количество времени, что не может не сказаться на ситуации на дороге», — пояснил эксперт. Он считает, что авария под Череповцом только подтвердила, что решение об отказе лицензирования пассажирских и грузовых перевозок было преждевременным: «Необходимо вернуть государственный контроль за указанными видами перевозок».

Однако, несмотря на результаты проверки, ведомство не может привлечь руководство детского дома и компании-перевозчика к реальной ответственности. «Нам остается только дать предписание об устранении выявленных нарушений», — заключил он.

Изменения в законодательство, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, были внесены 4 мая 2011 года федеральным законом за номером 99. Документ, в частности, говорит о том, что лицензия не требуется для пассажирских перевозок, осуществляемых по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. То есть под него фактически подпадают все туристические поездки.

Сейчас при перевозке детских групп организациям, как перевозящим, так и отправляющим школьников в поездку, остается придерживаться методических рекомендаций, подписанных лично главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко и начальником ГИБДД Кирьяновым: во-первых, в путь с детьми можно отправляться в период с 7 утра до 23 часов. При этом при разовой поездке детское учреждение может потребовать проверить техническое состояние автобуса в ГИБДД накануне путешествия. Во-вторых, сопровождающие (а их должно быть минимум двое для группы такого размера) перед поездкой проходят специальный инструктаж совместно с водителем. В-третьих, что касается скоростного режима, то рекомендации говорят о том, что передвигаться стоит не быстрее, чем 60 километров в час. При желании можно даже затребовать сопровождение машиной ГИБДД. Впрочем, к этой мере чаще всего прибегают в случаях массовых перемещений детей, колонной из нескольких автобусов — обычно к местам отдыха.

Подтверждая слова Валерия Куликова, «Фонтанка» собрала только некоторые серьезные аварии со схожим сюжетом: когда автобусы попадают в ДТП с большегрузами. В ноябре 2011 года в Московском районе Петербурга автобус с учениками младших классов столкнулся с фурой. Дети возвращались в школу из театра. Тогда медицинская помощь понадобилась лишь водителю автобуса и одной из учительниц. В декабре 2011 года в Костромской области пассажирский автобус совершил лобовое столкновение с фурой. Тогда от полученных ранений скончались шестеро. В октябре 2012 года на трассе «Скандинавия» произошло ДТП с участием фуры, «Газели» и автобуса с детьми. Медикам пришлось оказывать помощь одному из сопровождающих группы, а также дальнобойщику.

Автор:
Тимур Зайнуллин, Ксения Потеева