Своя рука — Владыко

[Обзор прессы]

В декабре многие вологжане стали свидетелями настоящих рейдов по местам, где можно было обнаружить неправильно припаркованные автомобили. | Фото Дениса Краснова

На минувшей неделе в Вологде развернулось протестное движение автомобилистов, машины которых были эвакуированы на штрафстоянку. Уже подана заявка на митинг.

«Это — незаконно! — уверены вологжане. — Нигде в России нет таких цен, которые мы видим в прайсах, выставляемых нам частным предпринимателем?! Кто он такой и почему он, а не государственная структура берет с нас деньги за нарушение правил дорожного движения?».

На самом деле счета, которые видят автовладельцы, впечатляют: 50 тысяч рублей за два дня хранения автомобиля.

Страх-стоянка

Штрафстоянка Вологде, как и любому современному мегаполису, нужна прежде всего для соблюдения ряда статей Административного кодекса, который претерпел изменения. С 1 июля 2012 года автомобиль у вас могут эвакуировать на штрафстоянку за:

  • несоблюдение знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку;
  • остановку или стоянку на пешеходном переходе (и ближе 5 м перед ним) или на тротуаре;
  • остановку или стоянку в местах остановки маршрутных транспортных средств (или ближе 15 м от них);
  • нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.

Помимо всего перечисленного, автомобиль эвакуируют, если водитель не может им управлять, потому что пьян или у него нет водительских прав.

«Если сотрудник ДПС видит нарушение, то сначала составляется протокол об административном правонарушении и задержании ТС, а затем он вызывает эвакуатор, — рассказал начальник отделения исполнения административного законодательства управления ГИБДД области Сергей Зайцев. — Своих эвакуаторов у нас нет. Поэтому УВД Вологодской области заключило договор с частным предпринимателем, который обеспечивает и своими эвакуаторами, и штрафстоянкой, куда увозятся автомашины. К этой автостоянке ГИБДД не имеет никакого отношения».

«Получить свой автомобиль обратно достаточно просто, — поясняет юрист Андрей Смирнов. — Сначала следует позвонить в дежурную часть ГИБДД, узнать, где автомобиль, затем там же — в ГИБДД — получить разрешение на выдачу транспорта и с ним проехать на штрафстоянку. Там предъявить документы: письменное разрешение подразделения ГИБДД; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право владения задержанным авто, а также оплатить расходы за транспортировку и подписать акт приема-передачи».

Вот только оплатить штрафстоянку иногда получается не у всех. Буквально перед самым Новым годом один вологжанин даже лишился своего автомобиля.

«Мой клиент оставил автомобиль недалеко от своего дома под знаком „Остановка запрещена“, — рассказал вологодский адвокат Иван Суслов. — Когда он вернулся, то увидел, что машина пропала. Когда владелец приехал на штрафстоянку, от него потребовали оплатить сутки хранения машины и расходы по эвакуации. Всего в кассу требовалось внести около 15 тысяч рублей, которых у мужчины не было. Через два дня он собрал необходимую сумму и вернулся. Однако за это время счет вырос до 50 тысяч рублей. Учитывая стоимость „четырнадцатой“, владелец решил просто отдать ее перекупщикам».

Без конкуренции

Впервые на Вологодчине массовая эвакуация незаконно припаркованных на городских улицах автомобилей была проведена 3 июля 2007 года в Череповце по инициативе, кстати, нынешнего губернатора, бывшего на тот момент мэром города металлургов Олега Кувшинникова. Спецэвакуацию осуществляли специально нанятые мэрией города три частных эвакуатора.

В Вологде на тот момент статья 12.19. КОАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» фактически действовала только на бумаге, хотя штрафстоянка была. Она располагалась на Окружном шоссе напротив бассейна «Лагуна» и принадлежала ООО «Киото» — организации, которой руководит один из сыновей бывшего главы Вологодского областного УВД, а ныне — ГУВД Московской области генерала Николая Головкина.

Тогда в распоряжении ООО «Киото» были 3 эвакуатора, а за 1 час хранения автомобиля специализированная стоянка брала 60 рублей. На штрафстоянку в основном доставляли авто с мест аварий и если водитель незаконно или в пьяном виде управлял автомобилем. Все деньги стоянка оставляла себе.

Однако вскоре в Вологде открылась еще одна штрафстоянка — на городском авторынке, на улице Северной, 25, который принадлежит известному вологодскому предпринимателю, депутату городской Думы Евгению Сурову. Но конкуренции не получилось, потому что в 2010 году на месте своей штрафстоянки братья Головкины решили построить новый городской рынок (сейчас магазин «Метро»), и таким образом в Вологде вновь осталась лишь одна специализированная стоянка. Официально она оформлена на ИП Владыко, однако, по слухам, все дела на самом деле ведет Евгений Суров.

Именно с этого момента, по наблюдениям вологодских автомобилистов, ГИБДД, ранее не проявлявшая особой активности по отношению к незаконно припаркованным машинам, вдруг начала рьяно с ними бороться.

Сначала один час хранения легкового автомобиля на спецстоянке ИП Владыко стоил 200 рублей. Жалобы на расценки стоянки начались еще в прошлом году. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 утверждены «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». До 1 июля 2012 года первые сутки хранения авто на штрафстоянке и его доставка должны были быть бесплатными. Однако Юрий Владыко деньги все-таки брал, и многочисленные автовладельцы вынуждены были обращаться в суд, чтобы их вернуть.

В дело даже вмешалась прокуратура. 23 августа 2011 года Вологодский городской суд вынес решение, которым удовлетворил исковые требования прокуратуры города Вологды, признав незаконными действия предпринимателя по взиманию денежных средств с граждан за первые сутки хранения задержанных транспортных средств на спецстоянке. Однако и это не остановило предпринимателя.

«С меня взяли деньги уже в 2012 году, — признался автовладелец Алексей. — Весной я припарковал автомобиль на улице Мальцева и его увезли на спецстоянку. И, несмотря на то, что я выкупил его в тот же день, с меня взяли 4 тысячи 46 рублей. Я обратился в суд и взыскал эти средства».

Золотая парковка

С 1 июля 2012 года вступили в силу новые правила ПДД, согласно которым все стояночные дни теперь должны были оплачиваться. А с 8 июля появились и новые тарифы, которые утвердил глава Вологды Евгений Шулепов своим постановлением № 3416. Теперь час хранения легкового авто на спецстоянке стоил уже 565 рублей! Для грузовиков и автобусов — 1140 рублей вместо прежних 400.

«Это, наверно, один из самых высоких тарифов в России вообще, — считает юрист Андрей Смирнов. — Таких цен я нигде не встречал. При том, что никаких особенных услуг по хранению стоянка не оказывает. Такая же платная парковка, как и десятки других в Вологде».

Интересно, что юридическую сторону вопроса штрафстоянки курирует бывший заместитель начальника УВД города Вологды Николай Голубцов. «Все законно, — заверил нас Николай Иванович. — Право формирования тарифа на услуги по хранению транспортного средства на спецстоянке передано субъектам РФ. Тариф в 565 рублей за час сформирован, исходя из нескольких факторов: это уборка территории (чистка снега, например), охрана, ответственность за автомашину. Эвакуатор оплачивается отдельно в сумме 2700 рублей».

Интересно, что в среднем платные парковки в Вологде стоят 60 рублей в сутки.

«В эту цену входят круглосуточная охрана, уборка (чистка снега), ответственность за машину», — перечисляет владелец платной стоянки на Пошехонском шоссе, 14 «а» Борис Савчук.

Однако договор УМВД по Вологодской области почему-то заключило только с одной стоянкой.

«Хотя десятки предпринимателей готовы работать с УВД, — говорит заместитель руководителя Вологодского управления антимонопольной службы РФ Вячеслав Хлевчук. — Но если вы спросите УВД, то вам ответят, что работают с ней, потому что она самая большая — более чем на тысячу мест. Она такая одна. Да, она действительно такая одна, но вот, например, в Ярославле УВД работает с десятком стоянок в разных районах города, и цены там ниже. Почему наша служба не занимается этим вопросом? Потому что очевидна коррупционная составляющая, а это уже компетенция прокуратуры...»

Сравнительные цены за один час хранения автомобиля на штрафстоянке в других регионах:

  • Ижевск — 49 рублей 40 копеек (услуга эвакуатора 1 300 рублей)
  • Санкт-Петербург — 20 рублей (первые сутки) (услуга эвакуатора 2600 рублей)
  • Барнаул — 48 рублей (услуга эвакуатора 683 рубля, плюс 56 рублей за каждый километр)
Автор:
Юлия Лаврова