Скидки: возможности для бизнеса и мания для покупателя

[Обзор прессы]
Помните, купить хороший планшетный компьютер за 4,5 тысячи рублей невозможно. И никакие купоны не помогут.Помните, купить хороший планшетный компьютер за 4,5 тысячи рублей невозможно. И никакие купоны не помогут.
Россию захлестнул бум интереса к купонным интернет-сайтам. Наши соотечественники пытаются сэкономить, воспользовавшись скидочными купонами, которые приобретены на специализированных ресурсах в сети. «Красный Север» выяснил, можно ли действительно получить скидку 50% на услуги косметолога или купить планшетный компьютер за 4,5 тысячи рублей.
Из Чикаго со скидкой
Разумеется, скидочные ку­­поны — это далеко не отечественное изобретение. До этого дошли еще в 30-е годы ушлые американские предприниматели. Ну а как, спрашивается, еще было сбывать товар во времена Великой депрессии, когда у людей не было денег даже на еду, что уж там говорить об украшениях, предметах интерьера или салонах красоты?
— Купон в те годы представлял собой обычную скидку, — рассказывает экономист, специалист по маркетингу череповецкого филиала компании «Генерация» Давид Лобадзе. — Американец, когда у него появлялись хоть какие-то свободные деньги, покупал купон за энную сумму, а затем мог (когда у него снова появятся средства) приобрести по нему определенный товар с огромной скидкой. Схема работала так, потому что практически никто в начале 30-х не мог похвастаться постоянным и стабильным доходом. Между тем для ведения бизнеса и уплаты налогов были необходимы постоянные финансовые поступления, вот и приходилось предпринимателям продавать хотя бы купоны и ждать, когда их получивший наконец-то деньги соотечественник «отоварит».
Однако с выходом страны из кризиса и развитием банковского сектора смысл в купонных бизнес-программах просто исчез. Американцам стало удобней взять кредит на абсолютно любой товар под минимальный процент, чем приобретать лимитированный ассортимент с купонной скидкой. На нет в Соединенных Штатах Америки купоны сошли к концу 90-х годов.
И тут же «депрессивное ноу-хау» позаимствовали в России.
Если сначала купоны продавали магазины самостоятельно, то с приходом Интернета в каждый «утюг» бизнес ушел в Глобальную паутину.
Сапоги со скидкой в 50%
В 2010 году в нашей стране подобные сервисы стали расти как грибы после дождя: «Biglion», «Vigoda», «BizBuzzy», «KupiKupon»... Сейчас, по оценкам интернет-провайдеров, в рунете насчитывается около сотни купонных сайтов, суммарная клиентская база которых превышает 20 миллионов пользователей. Каких товаров и услуг там только нет!
— В день появляется до тысячи новых предложений, — рассказывает специалист по связям с общественностью одного из купонных ресурсов Марина Евдокимова. — Можно получить скидку на обед в каком-нибудь дорогом ресторане, на покупку одежды, услуги косметолога и стилиста, поездку за границу. Мы подсчитали, и оказалось, что в нашем банке 8,5 тысячи товаров: от ноутбуков, ковриков для машины, холодильников и постельного белья до обычных фонариков, прищепок, канцтоваров. Скидки могут быть различными: от 10 до 90%. В основном мы продаем купоны на товары и услуги, реализующиеся в Москве и Петербурге, но есть и другие города, в том числе и Вологда.
Вологодских предложений, конечно, значительно меньше. Для того, чтобы посмотреть, что со скидкой через купонные ресурсы продает местный бизнес, мы зашли на один из таких сайтов.
Для начала с нас потребовали адрес электронной почты. На него администрация сайта выслала активную ссылку, по которой можно было пройти на страничку, где вывешены все купоны.
По Вологде оказалось 152 предложения. Кто-то продавал футболки за 300 рублей вместо 450 в рознице, кто-то обещал скидку в 320 рублей на комплекты постельного белья, какой-то предприниматель реализовывал дизайнерские сумки со скидкой в 70%, другой магазин распродавал старую коллекцию обуви в полцены и так далее.
Покупка купона обходится в 100-300 рублей. Деньги на счет купонного ресурса можно перечислить несколькими способами: со своей банковской карты, через платежные терминалы или со счета электронных платежных систем. Затем купон нужно распечатать на любом принтере, вырезать и отнести в магазин, где по нему можно отовариться.
Раскрутить бизнес
Если интернет-ресурс выступает как посредник, продавая купоны населению и за определенную денежку рекламируя салоны, магазины и всевозможные центры, то какая выгода от всего этого собственно бизнесу?
— Крупные компании, брендовые магазины или элитные салоны красоты в купономании не участвуют, — поясняет вологжанин, эксперт «IT-гид» Кирилл Хализ. — У них и так есть серьезная прикормленная клиентская база. На купонных сайтах обитают «малыши» или начинающие предприниматели. Им нужно во что бы то ни стало заявить о себе. При серьезной конкуренции на рынке сделать это можно разве что с помощью бешеных скидок.
Если в городе действует проверенный годами салон красоты с профессиональными мастерами, то именно туда и пойдет большинство девушек. Его маленькому конкуренту, чтобы отбить клиентов, придется серьезно демпинговать. Именно поэтому они и сотрудничают с купонными сайтами, предлагая скидки в 30%, 40% или даже 70%.
— Мы недавно открылись, и поэтому о нас горожане еще мало знают, — объясняет управляющий одного из череповецких кафе Варвара Науменко. — Чтобы привлечь посетителей, мы придумали обратиться к купонщикам. Предложений для покупателей наших купонов пока два — 40% на каждый ужин по вторникам и четвергам и 25% на все суши и роллы компаниям от трех и более человек. Если поймем, что такая практика выгодна, то расширим ассортимент наших скидок.
Не нужно думать, что скидки предоставляются абсолютно на все. Чаще всего магазины «кидают» на купонные ресурсы предложения, которые при обычном порядке продаж они бы не могли реализовать.
— Бизнес получает всплеск интереса к товару, кратковременный рост продаж с одновременным падением маржинальности (так как купоны уходят по себестоимости) и потерю части лояльной аудитории, которая не смогла, например, посетить ресторан из-за толп «купонщиков», занявших все свободные столики, — говорит генеральный директор LMC Group Владислав Ус. — На мой взгляд, участие в подобных программах для бизнеса может быть выгодным только на момент заявления о себе.
Налетай — подешевело
Если раньше говорили о шопоголиках, тратящих кредитные средства, то теперь в ходу термин «купономан». Некоторые товарищи умудряются отовариваться только в заведениях, предоставляющих нереальные скидки.
— Я знаю как минимум 10 приличных кафе в столице, где на определенный заказ можно получить скидку до 50%, — хвастает череповчанка, студентка МИЭПП Дарья Хромичева. — Обновляла недавно весенний гардероб. Купила пальто за 4 тысячи, а его нормальная цена — 12, ботильоны обошлись на 800 рублей дешевле, джинсы — на 400, с двух пар туфель скинули 2,5 тысячи. За все эти купоны я заплатила полторы тысячи. В среднем в месяц я экономлю благодаря купонным сайтам до пяти тысяч рублей.
Между тем купономанию многие специалисты считают психическим расстройством, схожим по своему влиянию на повседневную жизнь человека с шопоголизмом или даже игроманией.
Бесплатный сыр?
Есть у купономании множество и других подводных камней. Основной, по мнению экспертов, — качество товара. Ну как может дизайнерская сумочка продаваться со скидкой в 70%?! А, спрашивается, о чем идет речь, когда один из вологодских гипермаркетов электроники обещает планшетный компьютер от «Самсунг» за 4,5 тысячи рублей?
— По-любому это «фейк», подделка, — уверен специалист в сфере IT Виктор Маслов. — Такая «таблетка» стоит 17 тысяч рублей. Даже если магазин и устраивает какую-то распродажу, то вряд ли планшетник может стоить ниже 13-14 тысяч рублей. В дизайнерских сумках не разбираюсь, но думаю, что там тоже ни о каком настоящем бренде речи идти не может.
Еще одна проблема — завышенная цена. О масштабе проблемы можно судить хотя бы по одному из форумов, где чатятся любители купонной клубнички.
— Мы с мужем хотели взять за две тысячи рублей купон на поездку в Барселону. Компания обещала скидку в 25 тысяч. Весь тур нам бы обошелся в 55 тысяч рублей плюс стоимость купона. Хорошо, что я позвонила знакомой, работающей в турбизнесе. Оказалось, что аналогичное предложение у них обойдется нашему бюджету в 45 тысяч.
Но это не значит, что все купонные предложения — полная ерунда и профанация. Есть среди них действительно интересные и выгодные варианты. Нужно просто уметь отличать правду от лжи и не кидаться на любой восьмидесятипроцентный sale. Тогда ваша квартира не превратится в склад ненужных вещей, а вы сами не потратите последние деньги на «мегасупервыгодное» предложение, которое в соседнем магазине можно было найти значительно дешевле, к тому же без всяких купонов и скидок.
МнениеПсихолог Лариса Башмакова:- Мне кажется, это своего рода расстройство психики, болезненное желание получить все и сразу, при этом еще и сэкономив. Постепенно такой образ мысли входит в привычку, и вы уже не можете с купономанией бороться. Проблема еще и в том, что человек на самом деле обманывает себя, уверяя, что экономит приличные деньги. Благодаря купонам люди покупают кучу ненужного товара. Сэкономив пять тысяч, вы в месяц дополнительно тратите, к примеру, 10. Причем без всех этих купонных историй вы бы купили в лучшем случае всего треть этих товаров. У меня, к примеру, в Петербурге подруга, никогда не любившая салоны красоты, потратила на спа-процедуру половину зарплаты (это еще со скидкой!). Как же она себя потом казнила! Доверяй, но проверяйСуществует несколько простых советов, как не попасться на удочку купонных мошенников и получить качественную услугу за ваши же деньги.1. Завышенная цена.Чаще всего магазину нужно заранее сообщать, в какой конкретный день и час вы собираетесь использовать свой купон. Поэтому заранее придите в торговую точку и посмотрите цену на понравившийся вам товар. Неровен час, к вашему приходу ценник просто перепишут. Разумеется, ни о какой скидке в 30% по купону тогда и речи не пойдет. Нелишним будет и отследить цену на подобные товары и услуги у других фирм. Возможно, по соседству можно сделать то же самое дешевле, но без купона.2. Допуслуги.Всегда читайте условия предоставления купона. Частенько пришедшего «отоваривать» купон огорошивают, что он обязать приобрести еще и дополнительные услуги или оборудование. Подобная информация должна была быть доведена до вас еще при покупке скидочного квитка.3. Качество товара.Организации могут использовать сырье худшего качества или вовсе продавать «серые» товары. Будьте к этому хотя бы морально готовы.4. Невозможность воспользоваться купоном.Если акция очень выгодна, то желающих воспользоваться ею может быть настолько много, что организация будет просто не в силах оказать услугу всем. Посмотрите, как долго длится акция, сколько купонов уже куплено, сможет ли организация всем оказать услугу или продать товар. На каждом сайте описываются условия использования купонов: сроки действия, объем услуг, место проведения. Указаны и ограничения использования. Внимательно ознакомьтесь с условиями проведения акции.
Автор:
Артем Помялов