Против лома есть приемы

[Обзор прессы]

Сбор металлолома давно превратился из занятия школьников в способ заработка асоциальных элементов. | Фото с сайта 1k.com.ua

Начинается новый сезон сбора черного и цветного металла — возможности для кого-то честно подзаработать, а для кого-то — незаконно обогатиться.

Сдача в лом цветных и черных металлов — как правило, нелегкий, но верный способ подработать. В Вологодской области это занятие достаточно популярно у мужчин всех возрастов и находится, как правило, под пристальным вниманием правоохранительных органов. В период, пока не ужесточили требования к приемке металла, в лом пытались сдать буквально все, что плохо охраняется, — от бюста Клубова до железных ворот учреждений и целого автогрейдера.

Другим популярным источником «халявного металлолома» раньше становились канализационные люки: чугунные крышки весом около 80 кг были желанной добычей для бомжей. Возможно, их продолжают воровать и теперь, хотя МУП «Вологдагорводоканал», по словам его пресс-секретаря Анастасии Пундик, не ведет подобной статистики. Однако пункты приема металла ужесточили требования и к подобного рода предметам: теперь, по словам владельцев этого бизнеса, крышки люков можно сдать только при наличии документов об их списании.

Недавно полиция Великоустюгского района задержала двух мужчин, разобравших для дальнейшей сдачи в лом двухкилометровую железнодорожную ветку, которая давно не использовалась собственником — местным лесхозом. А на днях охранник одного из череповецких предприятий задержал четырех рабочих, каждый из которых попытался спрятать на себе по 15 кг меди.

Нездоровый интерес

Особенно от «металлистов» в нашем регионе страдают крупные ведомства — такие, как «Северсталь» или железная дорога. Пресс-секретарь Вологодского региона Северной железной дороги Лилия Сенченко подтвердила, что станции, расположенные на подходах к крупным железнодорожным узлам, — например, такие как Хемалда или Чебсара в Череповецком районе — нередко сталкиваются с «набегами» воров металла. Поэтому там круглосуточно дежурит охрана. Она периодически и ловит молодчиков с подшипниками, распиленными рельсами, железными ломами…

21 февраля было зарегистрировано весьма наглое преступление: на станции Хемалда трое мужчин забрались на вагон, груженный металлом, и начали сбрасывать груз вниз, на рельсы. Завершить преступление не удалось — увидев приближающихся охранников, злоумышленники скрылись. Через неделю в Чебсаре задержали группу людей, которые грузили принадлежащий железной дороге металлолом в машину.

«В 2011 году в Вологодском регионе СЖД произошел 91 случай хищения имущества, из них 44 — хищения металла, — рассказывает Лилия Сенченко. — Благодаря бдительности охраны и полиции у этих преступлений высокая раскрываемость».

Не меньше, чем железнодорожники, страдают от любителей цветного металла телефонисты. Как рассказала начальник отдела по связям с общественностью Вологодского филиала ОАО «Ростелеком» Марина Беляева, с апреля прошлого года по настоящее время в Вологодской области было похищено около 2300 метров кабеля. Сумма ущерба составила порядка полумиллиона рублей. «Основные причины краж цветного металла — сложившаяся практика работы приемных пунктов, владельцы которых ради собственной выгоды делают вид, что не видят в принимаемом металле сотни метров телефонного кабеля или электрического провода, металлоемких деталей дорожной техники или другого оборудования», — полагает Марина Важевна.

Гибнут за металл

«Я собираю металл четвертый год, — рассказывает житель Грязовецкого района пенсионер Владимир Перепелов. — Бывает, по шесть-восемь часов езжу на мотоблоке по окрестным деревням, заброшенным зданиям ферм и складов, по свалкам. Большое железо пилю болгаркой, чтобы можно было погрузить и вывезти. Когда попадается особенно тяжелое железо, которое в одиночку не погрузить, маскирую его и еду за подмогой… Иногда приезжаю обратно — а кто-то уже успел раньше».

Когда набирается несколько тонн, Владимир Михайлович сдает металл в Вологде либо вызывает грузовую машину прямо в деревню. Зарабатывает на этом от 8 до 28 тысяч за один раз, но при этом каждая «партия» собирается по нескольку месяцев. «Я могу точно сказать: если кто-то приносит «свежее» железо в пункт приема зимой, это, скорей всего, ворованное, — считает Перепелов. — Потому что честным людям собирать металл, когда не сошел снег, негде. Бывает, кто-то выкинет на помойку чугунную ванну, но это — редкая удача. Раньше металл практически валялся под ногами, как мусор, а теперь уже все собрали, остались крохи. По проволочке, по кусочку собираешь, долго чистишь, пилишь…»

Настоящий бум «металлизма» область переживала в 2008-2009 годах, когда цены за тонну лома черного металла зашкаливали за 10 тысяч рублей. Сейчас хорошей считается цена в 7 тысяч рублей, и ажиотаж спал, хотя многие до сих пор считают, что воровать чужое проще, чем искать свое.

«Когда в 2008 году цены на металл были очень высокие, к нам несли все подряд: и канализационные люки, и другое подобное имущество, — подтверждает начальник базы ООО «ЭкоВторРесурс» Андрей Предеин. — В последнее время такое бывает уже редко». Андрей Николаевич заверил нас, что безнаказанно сдать металл, добытый преступным путем, крайне затруднительно, поскольку он принимается у населения при наличии паспорта, и в пункте приема стоят камеры видеонаблюдения, запись с которых может быть передана полиции.

Директор ООО «Вологдавтормет» Михаил Таланцев рассказал, что в каждом конкретном случае сдачи металла происходит опись — что именно сдано, чтобы в случае, если полиция захочет узнать, не проходило ли через данный пункт приема украденное имущество, можно было найти его по описанию, а по паспортным данным — сдавшего это имущество.

Кроме крышек с канализационных люков, не принимаются предметы погребального ритуала без специальных документов и автомобильные кузова без справки из госавтоинспекции.

Автор:
Ольга Ильинская