Число аварий с лосями на вологодских трассах в этом году зашкаливает

Такие знаки, предупреждающие о появлении лосей, устанавливают вдоль дорог. За полгода цифра увеличилась в три раза Фото: ФГУ Упрдор «Холмогоры»

Печальная статистика аварий с лосями год от года, к сожалению, только растёт. Как бороться с четвероногими «пешеходами», не знают даже инспекторы. Сохатому ведь не объяснишь, зачем на трассе рисуют непонятные белые полосы, а водители зачастую несутся как на пожар.

Большая часть ДТП с участием лосей случается на главных магистралях: федеральной трассе «Вологда — Новая Ладога» и «Москва — Архангельск». За первые шесть месяцев прошлого года животные оказались не в то время и не в том месте семь раз, а в этом году таких случаев уже 19.

«Комсомолка» собрала информацию о столкновениях с животными и обозначила места этих аварий на карте. Самыми опасными участками оказались 61-69 километр, 71-75 километр, 78-79 километр, 114-117 километр и 145-150 километр на Новой Ладоге. А на трассе М-8 таких участков два: с 429-го по 432-й и с 486-го по 488-й километр.

Откуда берутся лоси?

Самое гиблое место в регионе — трасса «Вологда — Новая Ладога». Впрочем, по словам специалистов, никакой особой тяги к этой дороге у лосей, конечно, нет.

— Животному ведь все равно, где ходить — по полю или по дороге. А вот водители на хороших дорогах любят разогнаться. Некоторые лихачи на трассе мчатся со скоростью больше ста километров в час. Среагировать на выбежавшего в нескольких десятках метров зверя уже не успевают, — пояснил корреспонденту «КП» Юрий Трудов, начальник Управления по охране и развития объектов животного мира областного охотдепартамента.

Чаще всего аварии с участием животных случаются в темное время суток. Если днем увидеть их можно вовремя, то ночью среагировать гораздо сложнее.

Жертвами автомобилистов становятся не только лоси. Нередко под колеса выскакивают зайцы и белки. А не так давно под Вологдой видели перебегающего дорогу кабана. Вот только последствия у подобных «встреч» разные. Заяц сможет разбить стекло или бампер помять, а вот лось, медведь или кабан разнесут всю машину. Средняя масса взрослого сохатого — больше двухсот килограммов. Есть и гиганты в полтонны.

В августе этого года после столкновения с лосем погиб мужчина.
Водитель этой легковушки сбил лося и вылетел в кювет. Мужчина скончался на месте.
Фото: Череповецкий отдел ГИБДД МВД России

Звонить в ГИБДД или на рынок мясом торговать?

Число погибших людей в авариях с сохатыми растет год от года. Та же картина и с лосями. После столкновения выживают единицы.

— Мы выезжаем на место каждой аварии с лосями. В большинстве случаев животное погибает на месте, — вздыхает Юрий Трудов. — Иногда им хватает сил, чтобы убежать, но от травм все равно умирают где-нибудь в лесу. Иногда, чтобы найти тело, приходится использовать собак. Бывали случаи, что находили в нескольких километрах от места аварии. Если сбили лося, по возможности оттащите его с проезжей части или накройте светоотражающей тканью, чтобы на него не наехала другая машина.

Кстати, за сбитое животное придется возмещать ущерб природе. Именно ущерб — штрафы не предусмотрены. Независимо от возраста и размера сохатого нужно заплатить 40 тысяч рублей. Забирать животное нельзя — это приравнивается к незаконной охоте.

Лесники-старожилы до сих пор вспоминают случай, который произошел несколько лет назад. Мужики на «Газели» задавили сохатого. Вместо того, чтобы вызвать охотнадзор и инспекторов ГИБДД, прямо на месте освежевали тушу, погрузили в кузов и домой. Тут может грозить и статья за браконьерство. Докажи, что сбил животное, а не из ружья застрелил.

Так что лучше не экспериментировать и сразу звонить в дежурную часть ГИБДД. Они и со страховкой помогут. Наезд на препятствие, а именно так трактуется столкновение с животными, входит в страховые случаи. Ну и не забудьте сообщить в уполномоченный орган по охране природы.

13-го июля на трассе «Москва - Архангельск» в аварии погибла женщина.
В июле на трассе «Москва — Архангельск» при столкновении с лосем погибла женщина.
Фото: Управление ГИБДД по Вологодской области

Массовый отстрел или сетка вдоль всей дороги?

Многие водители предлагают перестрелять лосей. Но государство и защитники природы такие кровожадные меры даже обсуждать не хотят. Над решением проблемы сообща бьются инспекторы ДПС, охотоведы и даже дорожники.

В будущем планируется строить так называемые экодуки. По ним животные смогут переходить через дороги. По словам ведущего эксперта дорожного хозяйства Упрдор «Холмогоры» Александра Силинского, сейчас практически готов проект такого моста недалеко от Череповца. Весь вопрос в финансировании. Надземное сооружение строится быстро, но для этого еще необходимо поставить заграждения длиной в несколько километров, которые заставят лосей идти именно на мост. А пока это в планах, дорожники ставят в наиболее аварийных местах специальные знаки и раздают водителям памятки.

Помимо знаков, установленных в соответствии с требованиями, стоят еще и дополнительные аншлаги большого формата, на которых есть информация об опасности, — рассказал Сергей Ручьев, начальник отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФГУ Упрдор «Холмогоры». — Пути миграции на знаках, которые требует устанавливать ГОСТ, обозначены несколькими километрами — от 3 до 7 километров. В особо опасных местах мы установили дополнительно знаки с изображением символики лося на желтом фоне. Они стоят в шахматном порядке через 500 метров вдоль дороги. Кроме того, мы выпустили брошюру совместно с областным департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. В ней рассказывается о повадках лося, почему он выходит на дорогу, как действовать, если случилось ДТП и куда обращаться.

Ещё одной мерой является вырубка деревьев у дороги. Ведь если животное внезапно выскакивает из кустов, шансов уйти от столкновения практически нет. А на открытом месте лося, бегущего наперерез машине, заметить проще.

Такие брошюры в целях профилактики раздают водителям.
Такие брошюры в целях профилактики раздают водителям.
Фото: Валерия ВЕРХОРУБОВА

Что касается сетки вдоль всей дороги, то специалисты пока сомневаются. Взрослый лось запросто перепрыгнет её или порвет рогами и всё равно попадет на дорогу.

— Животное окажется между двух ограждений. При свете фар он перепугается и начнёт метаться по периметру дороги. Водителю остаётся лишь на удачу надеяться. Есть, конечно, лесная сетка, которую пробить рогами при всём желании вряд ли удастся. Но представьте, сколько это будет стоить при размерах нашей области... Это просто колоссальная сумма. Метод, конечно, эффективный, но требует огромных вложений, — сомневается Юрий Трудов.

Тише едешь — дальше будешь!

На опасных участках дорог, которые обозначены специальными знаками, нужно быть предельно внимательным. Постарайтесь рассчитать время в пути так, чтобы не пришлось превышать скорость. Учтите, что животное может выскочить на дорогу внезапно, например, за поворотом или в низине. На участках, где чаще всего случаются такие ДТП, скорость машины не должна превышать 70 километров в час. А в тёмное время суток обязательно нужно включать дальний свет и быть особенно внимательным.

На Новой Ладоге погибли четыре человека.
Авария на Новой Ладоге, когда погибли четверо вологжан, по-прежнему самая жуткая.
Фото: шекснинская районная газета «Звезда»

Самые страшные ДТП с лосями

В июле при столкновении автомобиля с сохатым погибла женщина. Лось шёл по дороге «Москва — Архангельск» прямо навстречу машине. А в августе на трассе «Починок — Кресты — Шишковка» в Череповецком районе при похожей аварии скончался мужчина. Трагедия, которая произошла прошлой осенью на трассе «Вологда — Новая Ладога», по-прежнему остаётся самой жуткой. Лось бросился под микроавтобус и от удара отлетел на встречную полосу. Там он снёс крышу легковушки, убив четырёх вологжан.

Автор: Валерия Верхорубова, Михаил Загайнов
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика