ЗА ПРОФСОЮЗЫ И ЧЕСТНЫЕ СУДЫ

Молодое кино всегда ведет диалог с учителями и их фильмами.

Кадр из фильма Светланы Басковой «За Маркса...»

Третий год жизни VOICES показал, что воспитать и удерживать стабильную группу продвинутого кинозрителя в провинциальном городе можно. Надо не лениться работать с этим зрителем вручную — агитировать, разъяснять, быть готовым говорить о «трудных» фильмах с каждой вологодской пенсионеркой, с вертлявым старшеклассником — как делает это изо дня в день программный директор VOICES Игорь Гуськов. Поддержание огня в единичных очагах зрительской культуры на бескрайних просторах нашей родины — дело энтузиастов.

На этот раз вологодский зал очень оживился на фильме Светланы Басковой «За Маркса...» — наверное, почувствовали что-то совсем свое, ведь в картине рассказана оригинальная история создания альтернативного, настоящего профсоюза рабочих на крупном сталелитейном заводе. Снимался фильм в Череповце, где, как известно, находится крупнейшее на Вологодчине металлургическое предприятие. Картина Басковой участвовала в конкурсе «Кинотавра», но никаких призов в Сочи не получила. Произведение это очень странное. Трудно определить, к какому виду кино вообще его отнести, так как все происходящее на экране напоминает любительский спектакль заводского театра советских времен, где разыгрывают драму из предреволюционной эпохи. Сознательные и политически грамотные рабочие-идеалисты живут делами своего профсоюза, активно посещают кружки (в частности, киноклуб, где смотрят Годара), противостоят зажравшимся хозяевам-кровососам. Ни единого матерного слова вы не услышите с экрана, сплошь классическая терминология марксизма. Светлана Баскова утверждает, что есть такие рабочие и вообще мы плохо представляем себе рабочий класс. Сама она (равно как и ее соратники-единомышленники Анатолий Осмоловский и Андрей Сильвестров) крайне воодушевлена идеей профсоюзного движения — изучает, как все обстоит с этим вопросом по России, и «За Маркса...» в определенном смысле фильм-манифест. Карту будней наших кинематографических Баскова со своим «Марксом», может, и смазала — все-таки сегодня нет среди наших авторов харизматичных леваков-нонконформистов, но по гамбургскому киносчету к фильму ее трудно отнестись серьезно.

А вот французскую драму «Виновен», увы, никто не приехал в Вологду представлять, а поговорить с автором было бы интересно. Например, о том, чего ему стоило снять фильм-разоблачение беспрецедентной и повлекшей человеческие жертвы ошибки группы работников французского правосудия. Самим фактом своего существования фильм Венсана Гаранка (он основан на реальной истории, произошедшей в начале нулевых) подчеркивает пропасть между состоянием умов в кино нашем и европейском. В дни формирования молодежной секции Союза кинематографистов, где найдут понимание и опеку жаждущие «нести свет» и снимать сплошь «позитивное» кино, фантастикой видится появление в России фильма, подобного картине «Виновен». Ну, например, про цепочку действий, приведшую к гибели Магнитского. Да мало ли у нас других одиозных сюжетов? В основе фильма Гаранка — история фатальной некомпетентности судьи, засудившего нескольких человек по дикому обвинению маргинальной тетки в изнасиловании ее детей. Рушатся судьбы честных граждан, даже незнакомых с этими самыми детьми. Автор фильма педантично следует за всеми поворотами дела и приводит нас к финалу — когда оставшиеся в живых обвиняемые (в тюрьме кто-то умер, кто-то покончил с собой от несправедливого позора) полностью оправданы, а следователи и судьи отделались порицаниями. И то, что фильм документирует и распространяет эту информацию — плохие следователи и судьи отделались порицаниями и продолжают находиться в системе, — и говорит о настоящей свободе и гражданственности французского кино.

Вологда—Москва

Основные лауреаты 3-го кинофестиваля VOICES

Специальный приз жюри — «За Маркса...», реж. Светлана Баскова (Россия)

Приз за лучшую мужскую роль — Йоханнес Брост, «Авалон» (Швеция)

Приз за лучшую женскую роль — Ханна Хоэкстра, «Хемель» (Нидерланды—Испания)

Приз за лучшую режиссерскую работу — Олмо Омерзу «Ночь молода» (Чехия—Словения)

Гран-при — «Авалон», реж. Аксель Петерсен (Швеция)

Источник: Дарья Борисова
Автор: Дарья Борисова
Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика