Что поможет исправить ситуацию с отменой межрайонных автобусов?

[Обзор прессы]

С 15 мая расписание рейсов автобусных перевозок по области меняется на летнее, добавляются дополнительные «дачные» маршруты. Но жителей волнует, будет ли соблюдаться это расписание, потому что только в 2022 году в Вологодской области было отменено 1 740 межрайонных автобусных рейсов. «КС» выяснял, что делают власти, чтобы наладить регулярные перевозки.

Фото: «Красный север»
Фото: «Красный север»

Сколько можно ждать?

Жительница Грязовецкого округа Татьяна Борисовна рассказывает, что ей не раз приходилось сталкиваться с отменами рейсов автобуса Вологда - Грязовец.

- Мне часто приходится ездить из Слободы в Палкино, я всегда звоню в Вологду на автовокзал, чтобы узнать, будет ли автобус. Но несколько раз бывало, что я выйду на остановку, а его все нет. Звоню, а диспетчер мне говорит: «Ой, водитель решил, что мало билетов продано, он не поедет».

И с подобной проблемой сталкиваются практически во всех муниципалитетах региона. Жители райцентров даже объединяются в соцсетях в группы, чтобы найти себе попутчиков и не зависеть от задержек и отмен автобусных рейсов.

Так, на вологодском автовокзале в 2022 году зафиксирован срыв 1 313 межрайонных рейсов, в Череповце - 427. То есть в среднем с двух самых загруженных станций области по тем или иным причинам не выходят на маршрут по четыре-пять автобусов. 

А это, в свою очередь, значит, что тысячи пассажиров не смогли вовремя добраться до необходимого им пункта назначения.

Некоторое время назад администрация Вологды приняла решение внедрить в городе электронную систему отслеживания общественного транспорта с помощью ГЛОНАСС, которая будет фиксировать нарушения водителей и отмену рейсов. За неоднократные срывы недобросовестных перевозчиков городские власти планируют лишать лицензии. Ознакомившись с системой, подобный механизм контроля захотел внедрить на пригородных и межрайонных перевозках и департамент дорожного хозяйства и транспорта области. Планируется, что здесь нарушения будут фиксироваться дирекцией автовокзалов.

Регулярные срывы недопустимы

Для того чтобы этот механизм заработал, депутаты Законодательного Собрания области предлагают отнести ежедневные неоднократные срывы перевозчиком рейсов по межмуниципальному маршруту как обстоятельство для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок (исключение сделают только для отмены рейса из-за чрезвычайных ситуаций или установленных ограничений в движении транспортных средств).

Как пояснили в пресс-службе ЗСО, подать заявление в суд может уполномоченный орган, выдавший свидетельства. Для муниципальных маршрутов - это городские и районные администрации, для межрегиональных - областной департамент транспорта.

На самом деле по федеральному закону № 220 у департамента и сейчас имеется возможность прекратить действие свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам. Это происходит в случае, если перевозчик не выходит на предусмотренные расписанием рейсы в течение более чем трех дней.

Если инициатива парламентариев будет принята, то потерять лицензию будет можно за отказ выходить на маршрут более двух раз в день в течение трех суток подряд. То есть теперь количество нарушений, необходимых для обращения в суд на недобросовестного перевозчика, сокращается.

- Срывы рейсов на межмуниципальных маршрутах не имеют массового характера. Но при этом некоторые перевозчики допускают необоснованные нарушения. Действенных рычагов воздействия на таких нарушителей пока нет. Поэтому разработанный законопроект позволит повысить дисциплинированность и ответственность перевозчиков и качество транспортного обслуживания, - подчеркивает заместитель начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Никита Сватковский.

Кто вместо них?

Сейчас на межрайонных рейсах работает 29 пассажирских перевозчиков. Сотрудники областных автовокзалов признают, что, действительно, бывают ситуации, когда, поняв, что продана всего пара билетов, некоторые предприниматели говорят: «Автобус сломался» и отменяют рейс.

- Но если людей лишать лицензии - кто будет работать вместо них, где мы возьмем других? У нас нет очереди из желающих обслуживать районные маршруты. На самом деле лишь некоторые перевозчики отменяют рейсы регулярно, большинство выдерживают расписание. Мы передаем все данные об отмененных рейсах в департамент транспорта, им, конечно, решать вопрос о мерах воздействия, - пояснили «КС» в руководстве одного из региональных автовокзалов.

Андрей Накрошаев, начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области:

Мы хотим, чтобы у нас также развивался автопарк. С 2019 года было уже несколько программ, которые субсидировали муниципальные перевозки. Сейчас разрабатывается новая программа поддержки региональных перевозчиков по закупке транспорта, Вологодская область в ней участвует. Она будет распространяться как на муниципальных, так и на частных перевозчиков.

«Красный Север» пообщался и с самими перевозчиками. Они также уверены, что жесткие меры нужны, но их стоит применять все-таки с умом.

- Я стараюсь всегда договориться с людьми в случае, если автобус выходит из строя. За 10 лет работы это были единичные случаи. Вообще проблема есть, но эта мера лишь усугубит ситуацию: разгонять тех, кто работает на маршрутах, нельзя, останутся только нелегальные таксисты, у людей не останется альтернативы, - говорит Артем Мызин, перевозчик из Верховажья.

Он отмечает, что государственная поддержка, как правило, распространяется лишь на муниципальных перевозчиков. 

А частники, кроме 30-процентной скидки по студенческим проездным билетам, не попадают под подобные программы. Несколько лет назад была хорошая инициатива со скидками на топливо на одной из вологодских автозаправок, но она быстро закончилась. В период пандемии, чтобы удержаться на маршруте, приходилось ездить почти пустыми и работать в убыток: это никто не компенсировал.

- Рейсы отменяют чаще всего из-за того, что транспорт неисправен. А покупку нового субсидируют только муниципальным перевозчикам: мы не подходим под условия программы, по которой 60% стоимости транспорта компенсирует государство. Новые автобусы сейчас стоят порядка 12 - 15 миллионов рублей. Давайте признаемся честно, мы ведь не благотворительностью занимаемся, а бизнесом, нам надо зарабатывать, никто не хочет работать «в ноль», - дополняет вологодский перевозчик Александр.

Любовь Алферьева, чья компания обслуживает ряд рейсов до Вожеги, Тотьмы, Череповца и Кириллова, волнуется, что дополнительные карательные меры могут задеть и тех, кто редко отменяет рейсы, ведь технические неисправности периодически случаются у всех.

Правда, это все частные мнения. Какой-то по-настоящему консолидированной позиции, как решить проблему с отменой рейсов и обновлением парка техники, у перевозчиков нет. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Светлана Куликова подтверждает, что в ее приемную пока не поступало обращений от частных перевозчиков, работающих на межрегиональных маршрутах. Если сообщество сможет выработать свои предложения для улучшения ситуации, то бизнес-омбудсмен готова организовать встречу предпринимателей с профильным ведомством.

Система меняется

Пока же к решению проблемы подступились региональные власти.

- Мы отлично понимаем, что любой предприниматель хотел бы получать поддержку от государства. На субсидии по традиционно убыточным социальным маршрутам в этом году выделено порядка 100 миллионов рублей. Если мы понимаем, что, условно, из Нюксеницы в Городище едет несколько человек и это единственная возможность для людей добраться до райцентра, такие маршруты субсидируются в обязательном порядке. По остальным межрайонным маршрутам пассажиропоток регулярный: есть часы пик, есть более пустые рейсы, но в целом они не убыточны, иначе перевозчики уже давно бы от них отказались, - поясняет Андрей Николаевич.
Он подтвердил, что расписание перевозчик всегда может менять по согласованию с департаментом транспорта: если есть «мертвые» часы, то можно снизить количество рейсов. Невостребованные населением маршруты закрываются. Если кто-либо из перевозчиков захочет разработать новый маршрут, департамент и тут готов к сотрудничеству - включит этот маршрут в реестр и проведет конкурсные процедуры по выбору подрядчика.

Планируется и дальнейшее развитие системы электронных продаж. Пассажиропоток постоянно мониторится сотрудниками областного департамента, поэтому сейчас электронный сервис (на сайтах автовокзалов) позволяет купить билеты даже с промежуточных остановочных пунктов. Это очень важно для жителей региона, которые приобретают билеты не на конечных остановках и хотят быть уверенными в том, что они точно попадут на рейс. В ближайшее время планируется дополнить электронный сервис, автоматизировав систему возврата билетов.

Отметим, что на сегодняшний день порядка 10% билетов покупаются именно онлайн. Так, можно приобрести билеты от таких остановок, как деревня Хорошево (Грязовецкий округ), поворот на Туровец (Сокольский округ), Аэропорт (Череповецкий район), Харовск, Пундуга и поворот на Крюково (Харовский округ), поворот на Кадников (Вожегодский округ). Доступна предварительная продажа билетов за 20 суток, которая прекращается в момент отправления автобуса. Информация о проданных билетах автоматически передается перевозчику.

Для тех, кто подсаживается на автобусы на других остановках, пока единственная возможность узнать, вышел ли автобус на рейс, - позвонить в справочную службу автовокзала.

В тему

Еще одна проблема - нелицензированные «таксисты», которые, зная расписание межмуниципальных маршрутов, к назначенному времени подают свои авто к автостанциям и уводят часть пассажиров с регулярных рейсов. Они публикуют расписание своих маршрутов в соцсетях и называют себя «заказными», но при этом не получают разрешительных документов на маршрут, не участвуют в конкурсных процедурах. Контроль над ними относится к полномочиям Ространснадзора, региональные органы исполнительной власти не имеют права штрафовать таких перевозчиков.

От редакции. Летнее расписание пригородных автобусов по ссылке.

Фото: «Красный север»
Фото: «Красный север»

 

Автор:
Наталья Новинская
Источник:
Красный север