Западные товары вернулись, но стали дороже

[Обзор прессы]

Хотя механизм параллельного импорта был запущен в мае прошлого года, только в третьем квартале 2022-го рынок почувствовал – товары западных брендов вновь активно завозятся в нашу страну. Откуда прибывает теперь к нам европейская продукцию, сколько составляет время ожидания любимых брендов, как все это повлияло на цены – в традиционной рубрике «КС» «Антикризисный совет».

Ситуация на рынке

Основные бренды, ушедшие с российского рынка, восстановили продажи в нашей стране на 40 - 50%, считают эксперты. Наполнение розницы началось с лета, но достигло существенных цифр только ближе к концу 2022 года. К примеру, сейчас доля параллельного импорта в сегменте смартфонов выросла до 19%, а у ноутбуков - до 41%. По остальным товарам она колеблется от 15 до 65 процентов.

2,4 миллиона тонн продукции ввезли в Россию с момента запуска механизма в мае прошлого года.

Откуда везут

Продукцию азиатских брендов везут через Китай, Тайвань, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, а на европейских товарах специализируются Турция и страны Закавказья, особенно Азербайджан. По данным Европейского банка реконструкции и развития, сразу после запуска механизма параллельного импорта экспорт стран ЕС в Киргизию вырос на 84%, в Армению - на 72%, в Казахстан - на 14%. Понятно, что львиная доля этих товаров затем оказалась в РФ. К слову, основным хабом для перевалки продукции по параллельному импорту в Россию в последнее время стали Объединенные Арабские Эмираты. 

Сколько ждать

Товары сейчас доставляют как минимум полтора месяца (технику и оборудование - от трех до девяти). Это связано с тем, что транспортные коридоры на юге и востоке страны не готовы к пропуску такого большого объема различной продукции. 

В некоторых сегментах уже создан запас продукции на территории России, поэтому массовая электроника, одежда или парфюмерия приедут к вам через три-десять дней в любую точку страны.

Где покупаем

Параллельный импорт подтолкнул рост цифровых продаж (так выгоднее реализация для поставщиков). По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, оборот электронной коммерции в России за 2022 год увеличился почти на 30% по сравнению с показателями 2021-го, составив 4,98 триллиона рублей. По прогнозам темпы роста в нынешнем году будут схожими.

20 миллиардов долларов, по данным Федеральной таможенной службы, составляет стоимость товаров, ввезенных в нашу страну по параллельному импорту по итогам 2022 года.

Что приобретаем

Две трети всех покупок в Сети приходится на пять видов товаров. На первом месте по популярности находятся электроника и бытовая техника (22%), дальше следуют товары для дома (18,3%), одежда и обувь (14,5%), продукты питания (13,2%), товары для красоты и здоровья (7,7%).

Самое заметное увеличение спроса в 2022 году показали ювелирные изделия и часы, инструменты и садовая техника, спортивные товары.

Насколько подорожало

Ввозом в страну занимаются специальные компании-посредники, поэтому их услуги закладываются в конечную стоимость товара. Обычно это 15 - 20%. Но, говорят специалисты, на ценовую политику ритейлеров влияет просевший спрос. До такой степени, что магазинам пришлось снизить свою наценку до 5%, чтобы как-то смягчить рост цен для отечественного покупателя. Самым резким оказалось увеличение цен на автомобили - 24%, моющие и чистящие средства за год стали дороже на 30%, по данным Росстата. Электротовары подорожали на 10%. 

Автор:
Артем Помялов
Источник:
Красный север