На вселение

[Обзор прессы]

В поселке Шухободь второй год семья из четырех человек ведет «войну» против местной власти, наотрез отказываясь переезжать в новый дом, построенный по Федеральной программе по переселению из ветхого и аварийного жилья.

Пока все суды закончились в пользу Администрации района, но жители не намерены паковать вещи и переезжать.

РОДНЫЕ СТЕНЫ

Ирине Дубовиковой 52 года. С 2006 года она с мужем и сыновьями живет в деревянном доме в поселке Шухободь Череповецкого района. Здесь выросли два ее сына. Старшему сейчас 32 года, младшему — 25. Все четверо прописаны в двухкомнатной квартире дома на улице Центральной, 24.

«Дом у нас хороший, — уверена Ирина Дубовикова, — на четыре квартиры с двумя входами: два с одной стороны, два — с другой. И соседи все, пока они здесь были, делали капитальный ремонт, полы перекладывали, окна меняли. Квартира теплая, благоустроенная. Мы тоже немало сил и средств в нее вложили».

Однако в 2015 году Ирина Дубовикова неожиданно узнала: их дом признан аварийным и подлежит расселению по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Новый дом в поселке Шухободь на 13 квартир строился буквально на ее глазах и вызвал возмущение всего поселка.

В 2017 году в новострой отказались переехать не только семья Ирины Дубовиковой, но и еще несколько человек, поднявших настоящий бунт.

«Вся Шухободь видела, как строили этот дом: дождливое лето, а все материалы — доски, утеплитель — лежали на улице. Ничего на закрывали, всё вымокло, но это не помешало слепить дом. Мы были внутри здания, на стенах — грибок. Что будет дальше, мы знаем — дом начнет гнить изнутри», — рассказала жительница поселка Анна Бурнова.

В итоге три семьи, которые успели еще до программы по переселению приватизировать свое старое жилье, выиграли суды и остались в своих домах. Ирина Дубовикова пока в числе проигравших, потому что живет в квартире по договору социального найма, но надеется, что и ее семью оставят в покое.

«Нам в этом новом доме предложили однокомнатную квартиру площадью 28,4 квадратных метра, — говорит Ирина Дубовикова. — Из них жилая комната всего 14 квадратных метров. Получается, что наша семья из четырех взрослых человек должна переехать в такие условия и проживать в одной комнате. А один из сыновей у меня инвалид по психическому заболеванию. Как же нам жить?»

В 2016 году семья Дубовиковых обратилась к адвокату. Заказали экспертизу, которая установила, что квартира, в которой они живут с 2006 года, пригодна для проживания. Обратились в суд. И тут начались чудеса.

В суде выяснилось, что в 2006 году дом на улице Центральной, 24 был признан аварийным. Однако в том же 2006 году Администрация района заключает с семьей договор социального найма. На помещения, непригодные для жилья? 

ЗАКОННЫЕ МЕТРЫ

Адвокат Елена Крылова защищает эту семью совершенно бесплатно вот уже почти два года.

«Понимаете, я не могу их оставить, потому что слишком запутанной получается ситуация, и я чувствую несправедливость по отношению к этим людям, — рассказала юрист нашей газете. — В суде выяснилось, что в 2006 году дом на улице Центральной, 24 был признан аварийным. Однако в том же 2006 году Администрация района заключает с семьей договор социального найма. На помещения, непригодные для жилья? Но этого не может быть».

Ничего не знала о том, что дом признан аварийным, и сама Ирина Дубовикова.

«Это стало для нас полной неожиданностью, поскольку ни о каких решениях администрации мы не были уведомлены, никаких обследований жилого дома в 2006 году не проводилось, — говорит женщина. — Дом частично облицован стеновыми панелями, установлены пластиковые окна, проведено центральное отопление. Да и по результатам независимой экспертизы дом находится в исправном состоянии, угрозы для жизни и здоровья проживающих в нём лиц не имеется. Есть акт!»

На вопрос, почему семье из четырех человек предоставляется однокомнатная квартира, адвокат Елена Крылова тоже получила ответ.

«По закону квартира, которая предоставляется по этой программе, должна по метражу соответствовать старому жилью, — пояснила женщина. — На улице Центральной у них небольшая двухкомнатная, в новом доме — однокомнатная, но равной площади. Нарушений нет».

Несмотря на заключение экспертизы и доводы юриста, 20 сентября этого года Череповецкий районный суд постановил выселить семью Ирины Дубовиковой из аварийного помещения и вселить в 28-метровую квартиру. Поскольку оставшиеся три квартиры в доме на улице Центральной пустуют, дом подлежит сносу.

«Можно предположить, что кто-то заинтересован в этом земельном участке, — не исключает Елена Крылова. — Ведь эта земля находится в центре поселка».

Ирина Дубовикова и ее адвокат обратились с жалобами в Правительство области и к уполномоченному по правам человека в Вологодской области и в Российской Федерации. Пока ответ пришел только из Департамента строительства Правительства области о том, что дом на улице Центральной, 24 признан аварийным и подлежит сносу.

«Следует отметить, что расселяемая площадь жилого помещения в аварийном доме по указанному адресу составляет 27,9 квадратных метра, а площадь предоставляемого жилого помещения составляет 28,4 квадратных метра, — отдельно указало на «радостный факт» расширения на целых 50 сантиметров правительственное ведомство. — Предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений аварийными и подлежащими сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует улучшение жилищных условий с точки зрения безопасности, вне зависимости от социальной нормы площади жилого помещения, количества проживающих человек и иных факторов. Принимая во внимание Ваше несогласие на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного, оценить правомерность и законность действий органов местного самоуправления Череповецкого района возможно только в судебном порядке».

Решение суда женщина уже обжаловала. Ведь ничего другого ей не остается…

Источник:
газета "Премьер"