Мать борется за восьмерых сыновей

[Обзор прессы]
Вологжанка Лариса Затоцкая в конце прошлого года условно осуждена за издевательство над сыном-подростком и теперь боится, что ее могут лишить родительских прав на всех детей. Ее знакомые попросили редакцию осветить эту тему на страницах нашей газеты, поскольку считают Ларису хорошей матерью.
 

Давняя обида?

Мы едем в многодетную семью без предварительного звонка. В небольшой съемной квартире вологодской многоэтажки чистота и уют. Пятеро ухоженных и в меру озорных младших мальчишек со­оружают в большой комнате что-то вроде шалаша. Неожиданный визит их не удивил - в доме в последнее время бывает много контролирующих семью взрослых людей.
Пока малышня пьет на кухне чай с конфетами, Лариса рассказывает о своей сложной ситуации...
 
- Первый муж у меня был цыган, и, когда я села на четыре года в тюрьму (а за цыган-мужчин, распространяющих наркотики, как правило, «отдуваются» их женщины), он воспитывал двух сыновей, а третий, пятимесячный, попал в детский дом. После освобождения я осталась одна и взяла детей к себе, но обида за нерадостное детство у Артура не проходит до сих пор. К тому же сын часто вел себя не совсем адекватно, и мне говорили, чтобы я его определила на обследование. Но я жалела парня и боялась такого лечения. Считаю, что в подростковом возрасте все бывают немного неадекватными. Да и из дома дети сбегают часто, даже из благополучных семей. Но мой не просто сбежал, а сговорился с одним из своих старших братьев, который снял на телефон нашу ссору. Я, конечно, тогда ударила его и обматюгала, как только могла, за что корю себя до сих пор. Это видео ребята, чтобы насолить мне (в каждой семье однажды за что-то дети сильно обижаются на родителей), показали полицейскому, сказав, что я постоянно избиваю своих детей, что совсем не соответствует действительности. С тех пор Артур уже почти два года живет в реабилитационном центре «Феникс», а на меня завели дело. Потом мальчик, уже задним числом, говорил, что всех обманул, но его мало кто слушал. Суд решил, что это я его вынудила взять свои слова обратно.

«На работу не возьмут никуда!»

Знакомые рассказывают, что Ларисе как-то не везет по жизни. Родом она из Ташкента. Воспитывали ее бабушка и дед - татарин по национальности, в мусульманских традициях. В десятилетнем возрасте, когда бабушка умерла, Лариса попала в детский дом. Потом не­удачное замужество, рождение троих сыновей, тюрьма. Со вторым мужем нажила еще пятерых детей. 
 
Казалось бы, все пошло хорошо. Продали в городе квартиру, купили коттедж в Ярославской области. Разошлась с мужем, когда он стал обижать неродных сыновей. Решила вернуться в Вологду. Продала коттедж, но денег за него, как утверждает, до сих пор не получила. Не изучив, подписала такой договор, что теперь судится, пытаясь вернуть либо дом, либо деньги, но пока безрезультатно. Хорошие люди помогли ей найти съемную квартиру за умеренную плату, где она сейчас и живет.
 
- Вот и получается, что у меня нет никого и ничего, кроме сыновей, которых я люблю и голову за них отдам, - говорит Лариса. - Горжусь тем, что не пью и не сделала ни одного аборта. Работала, но меня уволили сразу же, узнав о моей судимости, и теперь не возьмут никуда. Но и это переживем - где наша не пропадала! Социальные службы помогут и просто люди. Боюсь другого - как бы по результатам прошедшего недавно суда меня не лишили родительских прав в отношении всех детей. Получается, что я их бью и им опасно со мной находиться. А я знаю, что такое детдом.
 
- Я выступала на суде в роли свидетеля от нашей службы и ничего плохого о Ларисе Александровне сказать не могла, - рассказывает заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних территориального центра помощи семье и детям Вологды Евгения Соколова. Ее полностью поддерживает директор центра Алена Корчагина. По их словам, с этой семьей они работают уже давно и вплотную и убеждены в том, что Лариса полностью выполняет свои родительские обязанности. Они даже могут поставить ее в пример другим многодетным матерям.
 
С мая, когда завертелось дело в отношении Ларисы Александровны, в доме постоянно бывают различные службы, которые обязаны контролировать ситуацию: представители полиции, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательных учреждений, где находятся дети, поликлиники, где они наблюдаются... И все, кроме стороны обвинения, утверждают, что в семье все нормально. 
В центре помощи семье и детям отмечают, что всегда жизнерадостная и неунывающая Лариса за последний год сильно сдала, осунулась, но не озлобилась на весь белый свет. Она брала грант, чтобы открыть свое дело по услугам клининга, но помешали судебные процессы, которые совпали с началом трудовой деятельности.

Осуждена условно

Перед Новым годом Лариса была осуждена условно на три года и один месяц за издевательство над сыном. По решению суда она также должна выплатить Артуру 15 тысяч рублей за моральный ущерб. Подав апелляцию, многодетная мать уверяет, что, если не получится повернуть ситуацию в свою пользу, дойдет и до федерального суда, поскольку нынешнее судебные решение повлечет за собой лишение прав на всех других детей.
 
Начальник управления социальной защиты, опеки и попечительства администрации Вологды Григорий Поляков пояснил редакции, что решение суда не в пользу многодетной матери по поводу одного ребенка не обязательно повлечет за собой лишение родительских прав на всех детей. Это может произойти только в том случае, если найдутся веские основания, а усиленного контроля со стороны опеки и других соответствующих органов какое-то время семье будет не избежать.
Артур же совсем скоро станет совершеннолетним, и затевать дело по поводу официального отъема его от матери бессмысленно. Лариса говорит о том, что, если Артур сам захочет, она примет его домой, не раздумывая, поскольку любит так же, как и всех остальных сыновей.

Комментарии

Елена РЫНДИНА, директор центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2 города Вологды, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук:

- Родительских прав надо лишать только в крайних случаях. У нас хороший, можно сказать, прекрасный детдом, но он хуже любого, даже не совсем благополучного, родительского дома.

Сейчас мы отдаем своих воспитанников в так называемые замещающие семьи. Это хорошо,  приемная семья лучше, чем детский дом. Но хуже, чем кровная семья.
Бывает так, что люди, которые в свое время проходили у нас школу кандидатов в родители и брали маленьких детей, воспитав ребенка до подросткового возраста, отказываются от него. У своих детей бывают проблемы, а тут... Учеба плохая, курить начинают, врать. Родители не справляются. А для ребенка это колоссальная травма.

К счастью, случается и так, что мы восстанавливаем в правах кровных родителей. Но лучше их не терять! И тогда не надо будет государству тратить огромные деньги на содержание сирот, а эти средства высвободятся для большей поддержки малообеспеченных семей.

Надежда ТИХОМИРОВА, председатель Общественного совета при УМВД России по Вологодской области, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида»:

- Я давно работаю с этой семьей, часто там бываю и хорошо знаю Ларису. Нередко приходится слышать, и даже далеко не на обывательском уровне: «Нарожала - пусть сама и расхлебывает». Но ее дети - уже данность, они есть, и это огромная ценность не только для матери, но и для всего нашего общества. Такая мать-одиночка, воспитывающая сразу восьмерых сыновей, единственная в области! И, замечу, неплохая мать. Приходишь к ней, и душа радуется. Детишки всегда кучкуются около мамы, ласкаются, пристают с расспросами, шалят, как в любой нормальной семье. Порой удивляешься, как матери удается одеть своих ребятишек не хуже других, не держать их в голоде, как часто бывает в многодетных семьях. Конечно же, помогают ей и социальные службы, и частные лица, и священнослужители, и совет женщин: кто детей в санаторий определит, кто долги по коммунальным услугам и за детский садик заплатит, машину стиральную подарит или продукты привезет. Но таким семьям мы должны помогать куда больше, в том числе и на государственном уровне!

Источник:
газета "Красный север"