Ребенка-инвалида пытались выгнать с зоовыставки другие посетители

[Обзор прессы]
Вологжанам нередко приходится читать новости о том, как в крупных городах люди с черствостью относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья: пытаются не пустить их в общественные места наравне со здоровыми под предлогом того, что другим неприятно на них смотреть. На днях подобный случай произошел и на Вологодчине.

«Что мы скажем нашим детям?»

- На нашу зоовыставку в Череповце пришли две молодые женщины. В то же время посмотреть енотов захотели мама с ребенком лет 10-12 с ДЦП. Я посмотрела записи с камер видеонаблюдения: ребенок вел себя спокойно и никому не мешал. Но увидев такое соседство, одна из женщин подошла к администратору и спросила: «Почему вы пускаете таких наравне со здоровыми?» - рассказывает Евгения Новожилова, владелица сети зоовыставок. - Администратор объяснила, что мама с больным мальчиком имеют точно такое же право находиться там, как и другие посетители 
выставки.
 
Но такой ответ женщин не устроил. Они настаивали, что видеть ребенка с инвалидностью не хотят, причем упирали на то, что с ними могли быть их собственные дети, которые наверняка стали бы задавать вопросы, почему мальчик ведет себя не так, как другие. Когда «разборчивые» посетительницы поняли, что представители заведения не на их стороне, разговор продолжился на повышенных тонах.
 
- Они начали кричать, что заплатили деньги, а маму с ребенком-инвалидом пустили бесплатно, а у таких людей огромные пенсии, - говорит Евгения. - По их мнению, к здоровым посетителям нужно проявлять больше уважения. В итоге дошло до нецензурной брани и администратор заставила этих женщин уйти. 
 
Подобный случай не единственный. Как рассказала предпринимательница, в сети ее зоовыставок уже несколько раз происходили инциденты, связанные с нежеланием здоровых посетителей видеть детей с инвалидностью: дважды это случилось в Череповце, один раз в Вологде и один в Ярославле.
 
Позиция владелицы зоовыставки однозначная: детей-инвалидов с сопровождающими пускать бесплатно, а если их вид у кого-то вызывает возмущение, то таким посетителям отдавать деньги за билеты и просить их уйти.
 
- От того, что мы пустим детей с инвалидностью бесплатно, мы не обеднеем, и от денег тех, кто считает, что инвалидов нужно держать отдельно от здоровых, мы не обогатимся, - уверена Евгения 
Новожилова. 

Без пандуса в голове

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Вологодской области Ольга Смирнова горячо одобрила позицию администрации зоовыставки. Она признала, что в обществе толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья еще не сформировалось. 
 
- У нас постоянно повышается уровень доступности социальных объектов в рамках безбарьерной среды - появляются пандусы, специально оборудованные туалеты, подъемники, внедряется инклюзивное образование, - говорит Ольга Александровна. - Но важно не только строить доступную среду вокруг нас, но и в головах отношение менять.
 
Ольга Смирнова рассказала, что на грубое нарушение прав ребенка-инвалида к ней поступала жалоба только один раз, зато этот недавний пример весьма показателен: девочку с аутизмом в школе сначала долго травили - пинали, плевали в нее, а затем ей подожгли капюшон. А когда мама ребенка обратилась к директору школы с просьбой разобраться в ситуации, та ей предложила… перевести девочку на домашнее обучение. 
Но уполномоченный по правам ребенка вмешалась в эту историю, к разрешению конфликта были подключены все возможные инстанции. 
 
- Мы встретились с детьми и показали им фильм про Рому Некипелова - мальчика, который родился без рук и без ног, - вспоминает Ольга Александровна. - Дети смотрели, как он рисует, держа кисточку зубами, как радуется каждому дню, и после окончания фильма повисла тишина. Было ощущение, что дети просто в ступоре. Потом, наконец, кто-то сказал: «По сравнению с ним наши проблемы - ерунда». Так что сознание у взрослых и детей постепенно меняется, просветительская работа дает свои плоды. В районах создаются детские советы, и ребята навещают своих ровесников, которые учатся дома, потому что не могут ходить в школу, причем делают это сами, по желанию, а не по принуждению.

Шикарная жизнь

О том, насколько «огромные» пенсии у детей-инвалидов, рассказала Татьяна Анатольевна, мама 10-летней девочки с ДЦП. 
 
- Пенсия дочери - 12-13 тысяч, - говорит она. - Когда я однажды озвучила эту цифру мужчине, который в автобусе доказывал мне, как хорошо живут люди в нашем положении, он не поверил. «Я думал - тысяч 30-40», - сказал он.
Так что «хорошо живущие» Татьяна Анатольевна с дочерью копят деньги на реабилитацию. 
 
Когда накапливают те самые 30-40 тысяч - девочка проходит курс реабилитационных мероприятий. Их можно делать круглый год, но где взять столько средств? Дефектолог обходится им примерно в полторы тысячи рублей в неделю - сюда входит стоимость занятия и такси, потому что зимой возить почти не двигающегося ребенка в городском автобусе тяжело.
 
- Я не сталкивалась с откровенной агрессией, - рассказывает мама. - Иногда смотрят нам вслед, на детской площадке здоровые дети спрашивают меня, почему моя дочка не ходит, но я не могу себе позволить думать о том, что думают о нас окружающие. Даже не знаю, как бы я отреагировала, если бы столкнулась с такой агрессией, как это было у другой мамы в Череповце. Наверное, я бы сразу ушла, чтобы не травмировать ребенка. Мы бы, возможно, подождали, пока уйдут недоброжелательно настроенные женщины. Одно скажу совершенно точно: общение со здоровыми детьми моей Полине очень помогает. Она повторяет за ними, и эти навыки потом сохраняются надолго. Я могу ей что-то объяснять, но она быстро забывает, а общение и живой пример закрепляют новые навыки гораздо лучше.
Автор:
Ольга Ильинская
Источник:
газета "Красный Север"