Из-за проблем с авиаперевозчиком вологжане застряли на курортах

[Обзор прессы]

Денис Нагибин и его жена на три дня «застряли» в Турции, причем сутки им пришлось провести в аэропорту.

Фото из личного архива

На минувшей неделе авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила осуществлять полеты чартерных рейсов. В итоге улететь в отпуск или вернуться домой не смогли порядка 80 тысяч россиян. Пострадали и несколько десятков жителей нашей области.

Ваш борт задерживается

- Мы должны были вылетать в Москву из Турции в прошлый вторник, - рассказывает череповчанин Тимур. - За день до вылета представитель туроператора сообщил, что возвращение домой откладывается. Сказали не беспокоиться, что взяли все расходы на продление проживания в гостинице на свой счет. Прямо в отеле составили списки тех, кого нужно вывезти, и посоветовали не волноваться, а насладиться дополнительными днями отдыха. В четверг с утра позвонил менеджер и сообщил, что вечером мы улетим рейсом другой авиакомпании. Сдали номера и поехали в аэропорт. Никакой паники, толкучки не было. Всех спокойно зарегистрировали на борт, и мы улетели. Доплачивать ничего не пришлось. 
У «ВИМ-Авиа», входящего в топ-10 российских перевозчиков, проблемы начались еще весной. Уже тогда многие отпускники заметили, что рейсы авиакомпании постоянно откладываются или даже отменяются. По данным Генпрокуратуры, в 2017 году 12% рейсов компании вылетало с задержкой, причем пятая часть из них - с просрочкой на шесть и более часов.
- У меня был рейс «ВИМ-Авиа» в Сочи. Билеты купил месяца за два до поездки. Вдруг за неделю сообщают, что этого рейса не будет, а мы полетим в другое время. Вылет в 17.00 перенесли на 8 утра следующего дня. Пришлось срочно перебронировать гостиницу. Небольшая проблема, но все равно неприятно, - вспоминает вологжанин Андрей Головастиков.
Пик проблем у «ВИМ-Авиа» пришелся на май этого года. Из-за неких «скрытых дефектов самолетов» тогда на несколько недель были отменены все чартеры, а пассажиров доставляли до места назначения другие перевозчики.
Летом ситуация вроде бы наладилась, и о неприятных событиях весны все предпочли сразу же забыть. О том, что у компании «ВИМ-Авиа» большие трудности, всем окончательно стало ясно 23 сентября. Именно тогда начались массовые задержки рейсов. Причем речь шла не только о чартерных, но и о регулярных перелетах.
По данным Росавиации, у компании серьезная задолженность перед поставщиками топлива и аэропортами. Взять крупный кредит на покрытие кассового разрыва компании не удалось.
Тут же подоспело и уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Следственный комитет заподозрил руководство «ВИМ-Авиа» в хищении.
Еще через два дня авиакомпания объявила, что у нее больше нет средств для продолжения деятельности и она полностью прекращает выполнять чартерные рейсы. А руководитель компании вместе с супругой сбежал в Стамбул.

Билеты лучше сдать

Учитывая, что «ВИМ-Авиа» - один из крупнейших перевозчиков россиян на курорты (самолеты этой авиакомпании летали в Турцию, Грецию, на Кипр, в Крым, Сочи), под угрозой оказался отдых по меньшей мере 80 тысяч россиян. Среди них, разумеется, были и вологжане. Правда, массовой проблемой финансовый коллапс «ВИМ-Авиа» для жителей нашей области не стал. 
У большинства региональных компаний, которых нам вместе с коллегами из ИА «Вологда Регион» удалось опросить, рейсами «ВИМ-Авиа» должны были лететь от одного до двух десятков человек.
Так, в воскресенье, 1 октября, в Россию рейсом авиакомпании «Уральские авиалинии» вернулись восемь вологжан, отдыхавших в Тунисе. Кроме того, в вологодском представительстве TUI рассказали, что сейчас в Турции отдыхает семья вологжан с тремя детьми, которые должны были возвращаться в Россию рейсом «ВИМ-Авиа». Теперь они полетят на самолете другой компании. 
По данным РИА Новости, с 29 сентября на сайте Росавиации публикуется суточный план вывоза пассажиров «ВИМ-Авиа» с указанием всех рейсов, которые авиакомпания может выполнять своими самолетами. Правительство уже выделило почти 100 миллионов рублей на обслуживание самолетов, оплату топлива и услуг аэропортов.
Тем же, кто еще не улетел на отдых, туроператоры в срочном порядке перебронировали билеты или предлагали сдвинуть поездку на один-два дня. Отказов от путешествия из-за непредвиденной транспортной проблемы зафиксировано не было.
Планируется, что свою деятельность «ВИМ-Авиа» будет осуществлять до 15 октября. Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября Минтранс рекомендует для возврата денег сдавать билеты по месту их приобретения.

Ночевка на полу

Для известного вологодского спортсмена Дениса Нагибина и его жены Светланы из-за банкротства авиакомпании «ВИМ-Авиа» вылет из Турции задержался почти на трое суток. Целый день из них вологодским туристам пришлось ожидать вылета, сидя на сумках прямо на холодном бетонном полу терминала аэропорта.
- Мы с женой отдыхали в Антальи, - рассказал Денис Нагибин ИА «Вологда Регион». - В Турцию мы улетали тоже рейсом компании «ВИМ-Авиа», летели без проблем, только я обратил внимание, что самолет был какой-то видавший виды, развалюха, одним словом.
Обратно в Россию вологжане должны были вылететь бортом «ВИМ-Авиа» 26 сентября. Туристы, которые готовились к вылету, собрали вещи в отеле, но к ним почему-то никто не подходил и не приглашал на посадку в автобус до аэропорта. Потом все же подошел служащий отеля и сказал, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» обанкротилась.
- В итоге вечером нас всех, кто должен был улетать, на шести автобусах перевезли в другой отель, - продолжает рассказ Денис Нагибин. - Он был тоже пять звезд, но похуже, чем тот, где мы отдыхали. Мы провели там еще сутки. Затем 28 сентября нас привезли в аэропорт Антальи, набралось 300 человек, которым надо лететь в Москву рейсом «ВИМ-Авиа». Затем другая турфирма привезла еще 300 человек, тоже на рейс «ВИМ-Авиа». Стоим, ждем… Подходит работник аэропорта: «Ваш рейс отменен». Тех 300 туристов из другой турфирмы куда-то увезли, видимо, нашли для них отель, а мы остались в аэропорту. Все места были заняты, люди сидели и лежали на своих сумках прямо на бетонном полу.

По словам Дениса, обеспечение туристов, ожидающих вылета, едой было очень скудным: 
- Нам выдали по паре бутылок питьевой воды и всего 50 бутербродов на 300 человек. А у нас и деньги почти все закончились к концу отдыха, да мы еще и подарки родственникам перед отъездом купили. Тяжелее всего было туристам с детьми, потому что бутерброды, которые принесли турки, очень острые, с аджикой, наверное, такие ребенку не дашь. А еда в аэропорту дорогая, все стоит втрое выше, чем везде.

Денис и Светлана рассматривали и вариант вылета за свой счет другим рейсом, но билеты в этом случае оказались очень дорогие - выходило по 40 тысяч рублей на человека.
- И все же ночью с 28 на 29 сентября мы улетели, - говорит Денис Нагибин, - хотя наш утренний вылет в итоге перенесли на 23 часа. А вылетели мы, наверное, уже в районе полуночи. Кстати, в аэропорту Антальи стоит много самолетов «ВИМ-Авиа», арестованных за долги.
Как рассказывает вологжанин, после долгого времени, проведенного на холодном полу аэропорта, они с женой простудились и заболели. Тем более что сентябрьские ночи в Турции были уже довольно прохладными.

Туристы не пострадают

Проблемы у «ВИМ-Авиа», по мнению экспертов, случились из-за неправильно выбранной стратегии развития компании. Когда остальные перевозчики на фоне роста курса доллара и снижения покупательской способности россиян предпочли сохранить свою долю на рынке, компания «ВИМ-Авиа» начала агрессивную политику наращивания своего присуствия. Были куплены или взяты в лизинг дополнительные самолеты, резко увеличено количество рейсов, стали появляться и новые направления. Добавим к этому ценовой демпинг (в среднем билет у «ВИМ-Авиа» стоил на 25-30% дешевле, чем у большинства конкурентов). В итоге компания увеличивала клиентскую базу, а заодно и генерировала убытки и копила долги.
Правда, почему за этим так спокойно наблюдали в профильных министерствах и ведомствах, не совсем понятно. После тяжелой для рынка ситуации с «Трансаэро» и резкого снижения числа перелетов было объявлено, что власти будут жестче контролировать все, что происходит на рынке авиаперевозок.
Непонятна такая пассивность Минтранса и главе государства Владимиру Путину. Он высказал свои претензии лично руководителю министерства Максиму Соколову. А в пятницу стало известно, что Президент подписал указ об объявлении «дисциплинарного взыскания в виде неполного служебного соответствия министру транспорта РФ».
Эксперты уверены, что ситуация с «ВИМ-Авиа» в среднесрочной перспективе серьезно не отразится на отрасли авиаперевозок. Туроператоры быстро пере­ориентируются на другие авиакомпании, что в худшем случае скажется на ценах на путевки в сторону увеличения. Гораздо большие проблемы могли бы быть, если бы «ВИМ-Авиа» ушла с рынка в начале отпускного сезона, а не в середине осени. 

 

Автор:
Артем ПОМЯЛОВ, Андрей ИВАНОВ
Источник:
газета "Красный север"