«Помидорная война» или как Ростуризм «топорно» подставил российский туристический бизнес вирусом Коксаки

[Обзор прессы]

Пятничное заявление Ростуризма, в котором он «разрешил» туристам аннулировать туры в Турцию без штрафных санкций из-за вируса Коксаки, является сознательной дезинформацией всех участников туристического рынка – в этом документе преднамеренно упущены ключевые положения, прописанные в законе. Очевидно, что Ростуризм выполнял «заказ» сверху в преддверии переговоров «по помидорам»: турки требуют снять эмбарго на поставки томатов в Россию, грозя ответными санкциями, поэтому нашим переговорщикам нужны весомые «козыри» для контрсанкций, а туристы для этого подходят идеально. Однако столь топорная работа Ростуризма, при которой он вместо помощи лишь навредил отечественному туристическому бизнесу, поставив перед перспективой огромных убытков – недопустима, считают эксперты. Чтобы «разгрести» последствия необдуманных шагов Ростуризма в субботу секретариату вице-премьера правительства РФ Виталия Мутко пришлось даже проводить в экстренном порядке совещание с участием представителей АТОР, АТА, туроператорского сообщества, а также Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС).

Как отметили участники заседания, по данным туроператорских и страховых компаний, на данный момент на курортах Турции находятся более 500 тыс. российских граждан, а до конца сезона в республику планируют оправиться еще полмиллиона российских туристов. При этом на фоне таких серьезных объемов количество уже заболевших вирусом Коксаки минимально. «С мая по настоящее время только в нашей компании было застраховано 800 тыс. туристов, направляющихся в Турцию. За всё это время мы получили лишь 83 обращения о заболевании с подтвержденным вирусом Коксаки, что составляет 0.1% от общего турпотока, это соответствует и общей статистике ВСС. Если же говорить в целом, то за месяц мы получаем по Турции около 4.5 тыс. обращений по различным заболеваниям, таким образом, число заболевших вирусом Коксаки составляет менее 1% от всех обратившихся за медицинской помощью туристов. На эпидемию это явно не тянет», - заявила представитель ВСС, исполнительный директор страховой компании «ERV» Юлия Алчеева.

В свою очередь туроператоры подчеркнули, что на самих курортах обстановка спокойная, никто из отдыхающих не намерен досрочно возвращаться из отпуска. Более того, об «эпидемии» многие узнают лишь из новостей. Впрочем те, кто еще только планирует отправиться на море, действительно начинают нервничать из-за массированных сообщений российских СМИ.

Особенно ситуацию усугубило сделанное в пятницу вечером заявление Ростуризма. Как отметили участники совещания, в своем сообщении ведомство Олега Сафонова доносит до туристов усечённую информацию, в результате чего вводит их в заблуждение. Так, в сообщении Ростуризма говорится, что: «в сложившейся ситуации турист и (или) иной заказчик туристского продукта имеет право на расторжение, либо изменение (в том числе сроков поездки или ее направления) договора о реализации туристского продукта. Для расторжения (изменения) договора туристу необходимо обратиться с соответствующим заявлением к туроператору (либо к турагенту, если тур реализован турагентом), сформировавшему туристский продукт».

В итоге у туристов может сложиться впечатление, что в свете последних событий они смогут вернуть ранее купленные туры в Турцию без каких-либо финансовых потерь. Однако согласно полной версии ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» это может произойти исключительно в судебном порядке. По некоторым данным, в своём заявлении Ростуризм «забыл» упомянуть об этом по распоряжению Сафонова. Более того, в Ростуризме даже дискутировалась возможность введения полного запрета на продажу туров в Турцию и проведения эвакуацию оттуда туристов по аналогии с Египтом, что для российского туристического рынка в разгар сезона обернулось бы катастрофой, а для туристов - огромными неудобствами.

Напомним, что в законе сказано дословно следующее: «В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами».

Однако в сообщении Роспотребнадзора, который как раз и отвечает за введения карантинов, не содержится никаких рекомендаций туристам относительно выезда в и нахождения в Турции, а только напоминания туристам и туроператорам о действиях при расторжении действующих договоров о реализации турпродукта в Турцию. «В рамках специально открытой «горячей линии» на официальный адрес Роспотребнадзора поступило более 500 обращений с жалобами на ухудшение здоровья во время нахождения в течение сезона на турецких курортах, случаи заболевания отмечались в отелях городов Сиде, Аланья, Белек, Кемер, Анталья и др. Наибольшее число заболевших – дети до 14 лет. Роспотребнадзором направлен запрос в адрес Министерства здравоохранения Турецкой Республики об эпидемиологической ситуации, до настоящего времени ответ не представлен, Роспотребнадзор продолжит работу с целью получения всесторонней оценки сложившейся ситуации. Уведомление об угрозе безопасности здоровью должным образом направлено и получено Ростуризмом…».

Таким образом, в официальных сообщениях федеральных органов исполнительной власти отсутствуют решения по запрету на формирование и реализацию туристического продукта в Турцию, а также рекомендации по изменению или запрету полетов на турецкие курорты. Исходя из этого, юристы отмечают, что договор о реализации турпродукта в Турцию не может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.14 закона «Об основах туристкой деятельности в РФ», а только в соответствии с условиями договора, заключенным между туристической компанией и туристом. В большинстве договоров о реализации турпродукта содержится право исполнителя удерживать фактически понесенные расходы при расторжении договора по инициативе заказчика.

На этом фоне представители АТОР, АТА и ВСС выразили опасения относительно того, что сообщение Ростуризма может ввести в заблуждение большое число туристов, в результате чего последние могут понести финансовые потери при аннуляции купленных путевок.

Представители турсектора настоятельно рекомендуют российским туристам соблюдать все рекомендации Роспотребнадзора, а в случае появления симптомов заболевания вирусом Коксаки незамедлительно обращаться за медицинской помощью. Тем, кто еще только собирается отправиться в Турцию, но сомневается, эксперты советуют обратиться к туроператору или в турагентство за дополнительными разъяснениями сложившейся ситуации. При этом участники совещания подчеркнули, что те, кто все-таки решит отказаться от запланированных поездок, должны понимать, что сделать это без каких-либо штрафных санкций они смогут только через суд. В случае, если же туристы решат изменить направление, то найти замену без доплат будет очень и очень сложно, т.к. сейчас самый высокий сезон когда цены в отелях наиболее высокие, а свободных мест почти нет.

Источник:
Турпром