Мощный удар

[Обзор прессы]

Красавинская ТЭЦ может быть выставлена на продажу 17 июля этого года.

Залоговый долг предприятия ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» перед АК «Чешский экспортный банк» за строительство Красавинской ТЭЦ составляет 3 миллиарда 343 миллиона рублей.

Таким образом, единственный поставщик тепла в Красавине может перейти в собственность Чехии.

 

Мы строили, строили и наконец…

До 2007 года жителей Красавина и работу одного из старейших в России льнокомбинатов со 160-летней историей обеспечивала старая ТЭЦ, работавшая в режиме котельной, которая полностью выработала свой ресурс.

В связи с угрозой нарушения бесперебойного тепло- и энергоснабжения Правительство Вологодской области приняло решение о строительстве новой ТЭЦ комбинированного производства электрической и тепловой энергии.

2 мая 2006 года ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», которое выступило заказчиком строительства и принадлежит Правительству области, заключило контракт с чешской компанией «PSG», специализирующейся на строительстве объектов для энергетического комплекса. Профинансировал сделку АК «Чешский экспортный банк». В кредит. «Согласно контракту № 21137, кредит был предоставлен до 2018 года, — рассказал «Премьеру» бывший генеральный директор ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» Николай Рулев, который возглавлял организацию в тот момент. — В марте и сентябре каждый год на протяжении десяти лет «Вологдаоблкоммунэнерго» должно было перечислять чешскому банку 3715000 евро основного долга. Еще около полутора миллионов составляли проценты за пользование кредитом. Итого 10 миллионов евро в год».

Первая очередь станции была готова в 2008 году, а окончательно Красавинская ТЭЦ была сдана два года спустя. Еще 132 миллиона рублей дополнительно были использованы на замену устаревших сетей.

К 2012 году предприятие вышло на проектную мощность, но уже в октябре этого года основной потребитель Красавинской ТЭЦ — льнокомбинат, преобразованный в промплощадку №2 ОАО «Вологодский текстиль», был закрыт.

 

Хроника пикирующей компании

В сентябре 2012 года «Вологдаоблкоммунэнерго» прекратило платить по АК «Чешский экспортный банк» по кредиту, оставив только проценты, которые шли в оплату штрафов и неустоек по невыплате основной суммы.

«Мы предложили банку заключить новое соглашение и перенести срок выплат до 2021 года, — рассказал наш источник, в прошлом имевший непосредственное отношение к работе Красавинской ТЭЦ, — то есть до 2021 года платить только проценты, отодвинув «тело кредита» на более поздний срок. Навстречу нам не пошли».

21 октября 2014 года «Вологдаоблкоммунэнерго» обратилось с иском в Арбитражный суд Вологодской области о признании его банкротом. Суд иск принял, и уже 27 ноября в отношении ГЭП была введена процедура наблюдения. Таким образом, исполнение обязательств перед АК «Чешский экспортный банк» было приостановлено.

23 июля 2015 года в отношении ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» прекращена процедура наблюдения и введена процедура внешнего управления.

«Прошло два года, и теперь 17 июля ТЭЦ «упадет» в конкурсную массу, — уточнил «Премьеру» директор Красавинской ТЭЦ Владимир Драчев.

— Таким образом, предприятие по решению АК «Чешский экспортный банк» может быть продано. Честно говоря, я не знаю, рассылать ли уже своим работникам уведомления о сокращении»...

По данным конкурсного управляющего ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» Василия Екимова, обязательства перед банком, в залоге у которого находится оборудование ТЭЦ, сегодня составляют 3 миллиарда 343 миллиона рублей.

 

Особое положение

Красавинская ТЭЦ без основного потребителя — льнокомбината, а затем и широкоразрекламированного областной властью потенциального потребителя — ООО «Вологодская ягода», которое так и не построило в Красавине цех по переработке дикорастущих грибов и ягод, оказалась слишком дорогостоящим приобретением.

Проценты по кредиту частично заложены в тарифы за потребление электроэнергии для жителей и предприятий Вологодской области. Однако даже с учетом этого ТЭЦ была убыточной. Тогда правительство Вологодской области обратилось к Правительству России с просьбой присвоить Красавинской ТЭЦ статус «вынужденного генератора мощности». Это и было сделано 15 октября 2015 года. На документе стоит подпись премьер-министра Дмитрия Медведева.

 

Что это такое?

Цена на электроэнергию складывается из многих составляющих. Но главные — это непосредственно электроэнергия, которую вырабатывает станция, и мощность. Мощность — это товар. Немного странный, и не очень понятный простому обывателю, но все-таки товар, за который мы все платим. Проще говоря, это плата за то, чтобы станция в любой момент была готова произвести необходимое количество электроэнергии. Даже если потребление снизилось и станция какое-то время простаивает, она обязана поддерживать оборудование в состоянии постоянной готовности на тот случай, если электричества потребуется больше.

Данный товар продается и покупается на рынке мощности. Все электростанции ежегодно подают заявки на конкурентный отбор мощности. Это закрытый аукцион, по результатам которого часть заявок отбирается, а часть — нет. Как правило, отбираются заявки от рентабельных электротеплостанций. Каждая содержит предложение мощности по объему и цене. В итоге сформированная выгодным способом цена попадает на рынок, где ее покупают сбытовые компании, чтобы перепродать с надбавкой своим потребителям, то есть нам.

Для нерентабельных станций существует специальная ниша, защищающая их от процедуры конкурсного отбора, тот самый статус вынужденного генератора. Он присваивается объектам, которые несут высокую социальную нагрузку. К примеру, как в данном конкретном случае, при обеспечении теплом удаленного Великоустюгского района.

 

Выше среднего

Как пояснили нашей газете в ФАС России, согласно приказу ведомства №1692\16 от 30.11.2016 года, на территории Вологодской области статус объектов вынужденной генерации на 2017 год присвоен Красавинской ТЭЦ, цена на мощность которой составляет 608 тысяч рублей за МВт, и Череповецкой ГРЭС — 133 тысячи рублей за МВт. Средняя же цена на энергорынке в европейской части России составляет 113 тысяч рублей за МВт. Получается, что мощности, которые продают на рынке два наших упомянутых предприятия, стоят на порядок дороже.

Череповецкая ГРЭС, входящая в ОАО «ОГК-2», в 2015 году была модернизирована, однако три блока, работающих на угле, не были выведены из строя, поскольку именно они обеспечивают теплоэнергией Кадуйский район и рыботорговую фирму «Диана». Сейчас два блока станции работают в холодном режиме, и тем не менее эти мощности тоже учитываются и, конечно же, стоят денег. Поставки угля для них ведет ТД «Интауголь», сотрудники которого просто останутся без работы, если эти блоки будут закрыты.

Согласно действующему федеральному законодательству, весь объем мощности, производимый станцией, которая работает в вынужденном режиме, ложится на потребителей этого региона. Другими словами, если объекты с особым статусом, чья мощность стоит дороже, работают на территории Вологодской области, то и закладываются они в тарифы только для вологжан.

 

Неконкурентный бизнес

Именно эта уникальная ситуация, сложившаяся в нашем регионе, и привела к тому, что на фоне общего роста энергоцен по всей стране, на территории Вологодской области они стали еще выше. В марте и в мае этого года цена электроэнергии в конечном счете поднялась на 1,8% (около 21 рубля за мегаватт/час), а цена мощности увеличилась на 32% — порядка 170 рублей за мегаватт/час. И это повышение вызвало резкую негативную реакцию бизнес-сообщества.

«Стоимость оплаты электроэнергии вологодские производители вынуждены заложить в себестоимость произведенного товара, — прокомментировал «Премьеру» руководитель местного отделения «Опоры России» Алексей Логанцов. — В итоге наш товар стал неконкурентен. Предприятия несут убытки».

Гарантирующий поставщик ПАО «Вологдаэнергосбыт» сообщил «Премьеру», что не может повлиять на этот процесс, поскольку цены диктует рынок и… политические решения, а все расчеты ведутся в строгом соответствии с законодательством. Параллельно представители предприятия сослались на реализацию инвестиционной программы по модернизации ряда мощностей, расположенных на территории России.

 

В зоне возврата

В 2010 году в рамках развития реформы электроэнергетики России были приняты решения о строительстве новых мощностей на Белоярской, Зеленчукской и Нововоронежской АЭС. Одновременно Правительство РФ принимает решение о возврате инвестиций в модернизацию этих станций, которое по сути сводится к тому, что все средства, вложенные в строительство, в дальнейшем будут «размазаны» по ценам на электроэнергию для юридических лиц других регионов до 2020 года. 1 января 2017 года были введены в промышленную эксплуатацию энергоблоки Белоярской АЭС и Нововоронежской АЭС-2. Вологодская область вошла в «зону возврата», и инвестиции попали в наши цены.

А на минувшей неделе Совет Федерации одобрил закон о снижении тарифов на электроэнергию в рамках проекта развития Дальнего Востока. Понижать энерготарифы на Дальнем Востоке будут за счёт их повышения в остальных регионах. По подсчётам ФАС, рост должен составить 1,8%, Кроме того, уже одобрено решение о строительстве трех мусоросжигательных заводов в Москве, Московской области и Татарстане.

Инвестиции в строительство поделят между собой в равных долях регионы, где построят новые объекты и остальные регионы РФ. Поскольку в Вологодской области «прилагаются» два вынужденных генератора мощности, уже можно предположить, что себестоимость продукции для конечного потребителя тоже вырастет, ведь на мясных комбинатах есть холодильники и мясорубки, в цехах по переработке древесины — электрические станки, а у совхозов — запитанные от розеток овощехранилища.

 

Что дальше?

Этот вопрос уже поднимают депутаты Законодательного Собрания. «Совершенно верно, — подтвердил наши предположения председатель Комитета по аграрному комплексу и продовольствию Владимир Буланов. — Рост энерготарифа для юридических лиц в конечном счете отразится на всех потребителях продукции вологодских предприятий. Мы пытались разобраться в ситуации и повлиять на снижение цены. В результате были выработаны как минимум три решения, включая вопрос о переходе Вологодской области в другую зону ценообразования. В конце концов, мы — область рискованного земледелия. Почему наши потери аграрного рынка не «размазываются» по всей России, как это делается в энергетике? Мы не Краснодарский край, чтобы нести дополнительные расходы еще и на оплату высоких энерготарифов. Все предложения депутаты оформили в письме губернатору Вологодской области. Ответ мы пока не получили».

Тем временем с 1 июля примерно на 10 % вырастет еще одна составляющая цены электроэнергии для юридических лиц — тариф на ее передачу. Решение об этом принято еще в декабре 2016 года областным департаментом ТЭК.

Источник:
газета "Премьер"