Неизвестные подробности из жизни Павла Беляева

[Обзор прессы]

26 июня исполнилось 92 года со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-космонавта, нашего земляка Павла Беляева. Павел Иванович, родившийся в деревне Челищево бывшего Рослятинского района (сейчас - Бабушкинский), оставил яркий след в мировой космонавтике. Именно он управлял кораблем «Восход-2», с которого впервые в истории человечества Алексей Леонов совершил выход в открытый космос… К дню рождения Павла Беляева «КС» предлагает вниманию читателей малоизвестные подробности его жизни и воспоминания очевидцев, которые участвовали в поисках космонавтов «Восхода-2», приземлившихся в пермской тайге. 

Гагарин относился к нему с особым уважением

Почему-то получилось так, что надежный и ответственный Павел Беляев часто оставался как бы немного в тени других покорителей Вселенной. Судите сами: вологжанин входил в первый отряд космонавтов СССР, готовился лететь на «Востоке» - но в космос отправили Юрия Гагарина. Наконец, полетел к звездам на «Восходе-2», но в мировую историю вошел выход в открытый космос Алексея Леонова. Хотя в реальности роль Павла Беляева как командира корабля в этом полете была огромна: он руководил операцией, дал команду на выход в космос, сообщил на Землю: «Человек вышел в открытый космос», справился с семью авариями на борту (среди них были и очень серьезные). Без связи с Землей, с отказавшей системой навигации Беляев первым в мире провел ручное управление посадкой, и она произошла в нерасчетном районе, в глухой пермской тайге, из-за чего экипаж эвакуировали только спустя двое суток. Но главное - сели!

Профессионализм нашего земляка высоко оценивал и сам Юрий Гагарин. В одном из интервью, рассказывая о первой группе будущих космонавтов в Звездном городке, он говорил: «Были среди нас два товарища, к которым с первых дней все мы относились с особым уважением, - Владимир Михайлович Комаров и Павел Иванович Беляев… У каждого из них был большой летный и жизненный опыт. И еще не зная, кому из нас доведется полететь в космос первым, вторым или третьим, все понимали - им будут поручены наиболее сложные задания».

«Вот бы махнуть к звездам»

А заразился мечтой о космосе Павел Беляев во время уроков астрономии и физики в обычной школе № 3 города Каменска-Уральского, куда его семья переехала с Вологодчины, когда он был еще шестиклассником. Перед Великой Отечественной войной отец Павла, фельдшер, сменил место работы, и Беляевы перебрались из деревни Челищево на Урал. 

- Учился он обыкновенно, не блестяще, - рассказала екатеринбургскому интернет-порталу Е1.ru замдиректора по воспитательной работе школы № 3 Юлия Антропова, листая классный журнал за 1940 - 1941 годы. - История - 5, 5, 5. География - 4, 4, 5. Пропущено за год всего пять уроков.

Учителя Павла Беляева вспоминали, что именно в школе он загорелся мечтой о космосе - на уроках астрономии услышал про звездное небо и сказал: «Хочу увидеть звезды, посмотреть, что такое наш космос».
22 июня 1941-го он закончил девятый класс. А уже в августе школа превратилась в госпиталь и приняла первых раненых с фронта. Учеников перевели в другую школу.

Как вспоминает одноклассница космонавта Мария Афанасьева, кто-то из родственников подарил Павлу Беляеву гармонь, и иногда он играл на ней даже на переменах. «А мы молодые были, девочки, танцевали - вальс, фокстрот. А мальчики подпирали стены», - улыбается Мария Афанасьева. По воспоминаниям Марии Ивановны, уже тогда Павел мечтал стать летчиком. Все знали, что он несколько раз писал заявления в летную школу.

- Мы оба мечтали стать летчиками, - говорит одноклассник нашего земляка Василий Половнев. - Но об авиации знали только по книгам и рассказам учителей о дальних перелетах Чкалова, Громова, о полетах советских летчиков на Север. Павел любил научно-фантастическую и приключенческую литературу. «Вот бы научиться летать и махнуть к звездам», - мечтал он. Павлик был очень настойчивым, внутренне дисциплинированным, упорным в достижении цели.

В 1942 году у класса Павла был выпускной. Столов не накрывали - потанцевали под баян и разошлись. Сразу после выпускного 16-летний Беляев написал заявление об отправке на фронт добровольцем, но его не взяли из-за возраста, и он пошел на трубный завод. Работал токарем на производстве артиллерийских гильз. Быстро освоил профессию и стал приемщиком готовой продукции.

В 1943-м Павлу исполнилось 18, и его все-таки отправили учиться в летное училище. Он блестяще окончил школу обучения летчиков, затем Ейское высшее военное училище и 9 мая 1945 года был направлен в одну из частей ВВС. Участвовал в войне с Японией, летал на истребителе, а после ее капитуляции продолжил службу в военной авиации, освоил десятки типов самолетов, налетал более 500 часов. К слову, на Дальнем Востоке Павел Беляев встретил и свою большую любовь - Татьяну Филипповну, ставшую ему верной спутницей в жизни.

В 1959 году Павел Иванович успешно окончил Военно-воздушную краснознаменную академию. А 18 марта 1965 года давняя мечта нашего земляка сбылась - во главе экипажа «Восход-2» он полетел в космос. После возращения на Землю получил звания «летчик-космонавт СССР», «Герой Советского Союза», воинское звание полковника. 

«Вот они - на елке!»

Пермскому интернет-порталу «Парма Новости» удалось пообщаться с людьми, которые участвовали в поисках приземлившихся в тайге космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова. Вот, например, что рассказывает об этом бывший летчик, 77-летний Виктор Спиридонович Храмцов.

В тот день он летел на самолете ЯК-12 из Перми в Кудымкар. Обычно полет занимал 50 минут, но в тот день затянулся - до 1 часа 10 минут.

- Хотелось послушать, как ищут космонавтов, - объясняет бывший летчик. - Я такой-то квадрат обследую, а я такой-то», - обсуждали по радиосвязи военные. А потом вдруг раздался голос нашего пермского вертолетчика Васи Жунева: «Вижу, вот они - на елке!»

Впоследствии за свою зоркость Василий Жунев получил от ЦК комсомола фотоаппарат «Киев», а от Минобороны - двустволку.
«Восход-2» сел в заснеженной тайге в 200 километрах от Перми, на границе трех районов - Усольского, Кудымкарского и Косинского. Жителю нынешнего краевого центра Николаю Федосееву тогда было семь лет, он жил в деревне Чураки Косинского района. О том, что где-то в их районе могли приземлиться космонавты, сообщили по радиоузлу.

- В сельсовете сразу же собрали охотников и поставили задачу найти Леонова и Беляева, - вспоминает Николай Анатольевич. - Мой отец взял лыжи и вместе с другими охотниками отправился на поиски.

До места приземления космонавтов чураковские мужики шли больше суток. Когда, наконец, добрались, Леонова с Беляевым там уже не было - их эвакуировали. На месте приземления оставались купол, парашюты и отец Николая в качестве сувенира взял с собой парашютные стропы. Потом эти стропы в хозяйстве использовали как веревки.

А сами космонавты о своем приземлении рассказывали вот что. «Приняла нас Земля мягко - корабль опустился между двумя большими елками, - цитировала газета «Известия» за 1965 год Павла Беляева. - Сели в глубокий снег. Он начал оседать под тяжестью корабля. Открыли люк. Вылезли, осмотрелись. Кругом большие деревья. Снег глубокий - от 1,5 до 3 метров. По снегу заячьи и лисьи следы».

«Сняли скафандры, слили из них влагу - пот при спуске лил с нас ручьями, - рассказал в 2009 году газете «Факты» Алексей Леонов. - Затем сняли и выжали белье, снова надели. На улице, наверное, было минус 25. Чтобы не замерзнуть, распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались. Вернулись в остывший корабль».

Через много лет, на праздновании 90-летия со дня рождения Павла Беляева в селе имени Бабушкина, Алексей Леонов дополнил картину приземления такими подробностями: «Завьюжило. Температура понизилась. Мы сняли скафандры, выжали белье. Спороли экранно-вакуумную изоляцию, обмотались фольгой и обвязались стропами от парашюта. Выглядели как две сосиски. Как ночевали, не знаю. Когда к нам пришли, откуда-то взялся огромный котел. Нагрели воды. И представьте картину: лес, космический корабль и два голых человека, сидящие в этом котле».

Когда Василий Жунев обнаружил космонавтов, Москва запросила, сможет ли он взять их к себе на борт. Но, поскольку в радиусе 10-15 километров стоял сплошной лес, посадить вертолет было невозможно. Поэтому космонавтам сбросили с вертолета теплую одежду, продукты питания. А на следующий день в девяти километрах от места приземления спасатели, вырубив лес, подготовили площадку для посадки вертолета. После этого на вертолете Ми-6 космонавтов доставили в Пермь. Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в шоссе Космонавтов.

Супруга Павла Беляева Татьяна Филипповна потом рассказывала, что родные космонавтов в это время не находили себе места и не отходили от телевизоров.

«Позднее я побывала на месте приземления, - цитирует Татьяну Филипповну сайт journalist35.ru. - Как они там сели?! Это же тайга вековая!.. Мурашки по коже пробежали».

Лунный кратер Павла Беляева

На начало 70-х годов был запланирован второй космический полет Павла Ивановича - планировалось, что он полетит к естественному спутнику Земли. Космонавт Иванович проходил подготовку по программе облета Луны, но был отстранен от подготовки по состоянию здоровья - его заменил Валерий Волошин.

А в 1969-м лунную программу в Советском Союзе свернули, и в том же году у Павла Беляева обострились проблемы с здоровьем. Врачи сделали ему сложную операцию и вроде бы сумели поставить на ноги, но…Жизнь Павла Ивановича Беляева оборвалась 10 января 1970 года. Похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Именем нашего легендарного земляка названы кратер на Луне, научно-исследовательское судно, улица в Вологде и улица и площадь в Каменске-Уральском Свердловской области.

Напоследок добавим, что в 1969 году Павел Иванович приезжал вместе с Татьяной Филипповной на свою родину, в деревню Челищево Бабушкинского района.

«Жители деревни очень гостеприимные. Моментально все собрались, - вспоминала эту поездку жена космонавта. - На улице сложили стол. Встретили нас. Один принес здоровенную щуку, другой - соленые огурцы, третий - огромное блюдо с оладьями, четвертый - квашеную капусту... Я была поражена».

Кстати

В квартире Павла Беляева в Звездном городке стояло фортепиано, обе дочери учились в музыкальной школе. Однажды в их семье гостил вологодский художник Владимир Корбаков. Своими впечатлениями он поделился с читателями «Красного Севера» в 1965 году: «Павел Иванович очень музыкален. Частенько садится за инструмент и играет. Чаще всего исполняет грустный полонез Огинского и лирическую серенаду Шуберта. Играет хорошо и с листа, и без нот…»

Источник:
газета "Красный север"