Продать – продали, строить – запретили

[Обзор прессы]

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников продолжает настаивать на запрете строительства в зонах возможного подтопления. Еще в 2013 году губернатор потребовал запретить строительство любых объектов на подтопляемых территориях по всей области.

В мае 2016 года, после наводнения в Великом Устюге, Олег Кувшинников предложил уже законодательно запретить строительство домов на потенциально опасных территориях.

«Строить объекты в подтапливаемых зонах ни в коем случае нельзя! Предлагаю на законодательном уровне по всей области запретить выдачу новых разрешений на строительство на потенциально опасных территориях», – заявил тогда губернатор.

В итоге, в Великоустюгском районе была ограничена выдача разрешений на строительство. Некоторые устюжане не согласились с такой постановкой решения и обратились в суд.

НА БУМАГЕ – ОДНО, НА ДЕЛЕ – ДРУГОЕ

В середине июня 2016 года устюжанка, в результате аукциона, приобрела земельный участок у администрации МО «Город Великий Устюг» во Второй части города. При заключении сделки купли-продажи ее заверили, что на земельном участке она сможет осуществить строительство.

В конце сентября того же года владелица участка вновь обратилась в администрацию МО «Город Великий Устюг» с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания на принадлежащем уже ей земельном участке. Ей было отказано со ссылкой на расположение земельного участка в зоне возможного подтопления паводковыми водами.

Решение о продаже земельного участка во Второй части было принято администрацией города Великий Устюг уже после чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с наводнением в апреле прошлого года. То есть, продавая участок, в администрации прекрасно знали, что он находится, согласно генплану города, на территории, которая может скрыться под водой в результате наводнения. Но даже при проведении аукциона земельный участок продавался как «категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания административного здания».

В итоге, устюжанка осталась с земельным участком, на котором теоретически она может построить здание, практически – в разрешении на строительство ей было отказано. И тогда она обратилась в суд.

СУД РАССТАВИЛ ВСЕ ПО МЕСТАМ

В суде администрация МО «Город Великий Устюг» ссылалась на то, что в выдаче разрешения на строительство отказано в связи с указанием губернатора области Олега Кувшинникова по причине нахождения земельного участка в зоне возможного подтопления.

При вынесении решения, суд руководствовался сразу несколькими нормативными документами.

«В силу ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

Согласно п. 2.1.4 Постановления Правительства Вологодской области от 12 мая 2009 г. N 750 «Об утверждении Схемы территориального планирования Вологодской области» (с изменениями и дополнениями), предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий определяется в соответствии с федеральным законом РФ от 21 октября 2013 года N 282ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ». Основные сооружения и мероприятия инженерной защиты от подтопления и затопления определяются в соответствии со СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения Актуализированная редакция СНиП 2202-2003».

В силу ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Для инженерной защиты территорий от временного подтопления на застроенных территориях следует применить устройство дамб обвалования, спрямление и углубление русел с их очисткой.

Границы зон затопления, подтопления определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления ». В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления » (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления») зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет), территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности.

Согласно п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.0189 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений », утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более, и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).

Таким образом, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления, в отношении иных территорий подтопления возможность строительства связана с проведением специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод», – говорится в решении суда.

Суд так же отметил, что мероприятия, связанные с углублением русла реки Сухона и Малая Серная Двина, в районе города Великий Устюг в 2016 году проводились, кроме того, и самим застройщиком, заинтересованным в сохранности своего имущества, возможно проведением мероприятий, связанных с возведением фундамента здания, защищенного от негативного воздействия вод и высотой цоколя здания выше уровня возможного подтопления.

Таким образом, земельный участок, приобретенный устюжанкой во Второй части города, не находится в зоне возможного катастрофического подтопления, и отказ администрации города в выдаче разрешения на строительство является незаконным.

НАВЯЗЧИВАЯ ИДЕЯ

Это не единственный случай, когда администрация города отказала в выдаче разрешения на строительство на уже приобретенном земельном участке. Как и не единственный случай обращения в суд о признании отказа незаконным. Кроме жителей города Великий Устюг, отказывают в выдаче разрешения и жителям Юдинского сельского поселения. За ними остается такое же право – обращаться в суд.

Между тем, в начале апреля на совместном с Архангельской областью КЧС, Олег Кувшинников вновь вернулся к теме запрета строительства в зоне возможного подтопления.

– Продолжают строиться с нарушением Водного кодекса. Необходимо принимать меры! – сказал губернатор.

Но, как показывает решение суда, по крайней мере, в двух случаях нарушение допустила администрация, не выдав разрешение на строительство, а не устюжане, которые приобрели земельные участки во Второй части города.

Источник:
ustgazeta.org