Чернобыль никак не сгниет

[Обзор прессы]

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв, однако опасность распространения радиации сохраняется и сейчас. «Газета.Ru» побеседовала с главой Исследовательской инициативы по Чернобылю и Фукусиме и узнала, какие еще угрозы таят в себе зоны радиоактивного загрязнения.

26 апреля 1986 года на атомной электростанции имени В.И. Ленина произошел взрыв на энергоблоке №4, который полностью разрушил реактор, и это привело к тому, что выброшенные в атмосферу продукты деления ядерного топлива обусловили радиоактивное загрязнение не только вблизи АЭС в границах Украины, России и Белоруссии, но и за тысячи километров от места аварии.

Сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тысяч ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Радиоактивному облучению подверглись почти 8,4 млн жителей Белоруссии, Украины и России, из них было переселено почти 404 тысячи человек.

Американские ученые из Университета Южной Каролины с 2000 года изучали процессы, происходящие в чернобыльской зоне отчуждения. При университете даже была создана исследовательская группа, получившая название «Чернобыльская исследовательская инициатива», после известных событий 2011 года переименованная в «Исследовательскую инициативу по Чернобылю и Фукусиме». В ходе своих последних исследований ученые выяснили, что существует доселе неизвестная опасность, которая таит угрозу распространения радиоактивности от Чернобыльской АЭС.

Подробнее узнать о ней можно из статьи, опубликованной в научном журнале Oecologia.

Одна из экспедиций, проведенных учеными, состоялась в 2007 году: исследователи посетили так называемый Рыжий лес — 10 км² деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС и принявших на себя наибольшую долю выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году. Ученые заметили, что, несмотря на то что деревья окончательно погибли примерно 10–15 лет назад, их стволы и ветви отлично сохранились. Согласно всем законам природы они должны были бы сгнить и превратиться в труху, однако этого не произошло.

Исследователи решили измерить скорость, с которой в зараженных областях разлагаются материалы растительного происхождения.

Для этого они раскидали в июне 2008 года по территории Рыжего леса 572 сетчатых мешка, наполненных листьями с различных деревьев, которые были привезены с территорий, не пострадавших от радиации.

Спустя девять месяцев ученые измерили вес этих мешков, и оказалось, что он практически не изменился. В частности, это коснулось тех мест, которые сильнее всего пострадали от радиационного загрязнения.

Исследователи утверждают, что все это стало возможным потому, что радиация особым образом воздействовала на бактерии и грибки, которые ответственны за разложение веществ растительного происхождения. Более того, существенное замедление подобных процессов приводит к тому, что деревья и насекомые лишаются питательных веществ, необходимых для их жизни и развития.

Кроме того, отсутствие разложения таит в себе и серьезную опасность — засохшие лесные массивы в особо жаркую погоду могут вспыхнуть, как спичка. А это уже поспособствует новому витку в распространении радиоактивного загрязнения из Чернобыля.

«Газета.Ru» побеседовала о последних изысканиях в этой области с руководителем Исследовательской инициативы по Чернобылю и Фукусиме профессором Тимоти Муссо.

Читать интервью с Тимоти Муссо

Источник:
gazeta.ru