Назначения не имеют

[Обзор прессы]

В 2016 году Вологодчина «заработала» на штрафах с камер видеофиксации ПДД 426 миллионов рублей. В 2015-м — 650 миллионов. В итоге область получила сверху дополнительно один миллиард рублей. Однако эти деньги «растворяются» в бюджете, а регион год за годом просит Кремль выделить федеральные средства на строительство дорог.

Последний проект — жизненно необходимая Вологде объездная трасса — «заморожен» с 2007 года. Причина — отсутствие денег.

С протянутой рукой

Еще в 2015 году эксперты отмечали, что в России сложилась интересная тенденция — уровень поступлений в бюджет от дорожных штрафов превысил объем средств, собираемых от налогов. Аналогичным вопросом задались и в Законодательном Собрании Вологодской области.

«Традиционно на февральской сессии перед парламентариями с отчётом о состоянии правопорядка в регионе за прошедший год выступает начальник УМВД Вологодской области. Поэтому нам было предложено подготовить свои вопросы выступающему, — рассказал нашей газете депутат комитета по вопросам местного самоуправления Антон Холодов. — Для меня был интересен актуальный для всей страны вопрос сокращения нарядов ДПС за счёт установки на автотрассах многочисленных камер фото- и видеофиксации. С одной стороны, зарубежный опыт повышает прозрачность процесса — камеры не берут взяток и не приписывают водителям сомнительные нарушения, с другой — важно понять, насколько такая автоматизация эффективна для экономики области. Получив ответ, я был удовлетворен тем, что установка таких устройств не только окупает себя, но и приносит весомый доход в бюджет области. Считаю, что имеет смысл направлять полученные «штрафные» суммы не просто в областной бюджет, а расходовать их целевым образом — на обеспечение безопасности аварийных участков дорог».

Суммы поступлений от штрафов впечатляют. Больше миллиарда рублей за два последних года принесли областной казне вологодские водители-нарушители. Однако каждый год неизменно встает вопрос: где взять денег на ремонт дорог и снизить аварийность?

В 2015 году область получила 500 миллионов рублей, собранных по системе «Платон», 200 из которых были направлены на ремонт городских магистралей областной столицы, 300 миллионов потратили на самый проблемный участок трассы «Чекшино-Тотьма-Никольск». В 2016 году Вологда получит из областного бюджета только 100 миллионов рублей, об этом в феврале заявил Олег Кувшинников на заседании городского Градостроительного совета.

Куда уйдут деньги, собранные на штрафах, неизвестно.

На общих принципах

По данным Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, региональный Дорожный фонд формируется из нескольких доходных источников. В 2016 году львиная доля поступлений пришлась на акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог: 3 миллиарда 637 миллионов и 1 миллиард 313 миллионов рублей соответственно.

Кроме того, бюджет Фонда формируют такие источники, как доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от выдачи разрешений на передвижение по региональным трассам негабаритных грузов, федеральные субсидии и кредитные средства. Итого поступления в Дорожный фонд составили 5 миллиардов 885 миллионов рублей.

Из всех собранных собственных средств субсидия муниципальным образованиям составила 955 миллионов рублей, а расходы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог — 859 миллионов рублей. Поступлений и расходов от собранных штрафов за нарушение ПДД в этих цифрах нет.

Между тем еще год назад на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения Президент Владимир Путин посоветовал направлять получаемые от штрафов денежные средства непосредственно в Дорожные фонды для реализации мероприятий по ликвидации очагов аварийности. 40 российских регионов совету главы государства последовали, Вологодская область — проигнорировала.

«Региональные власти даже не скрывают, что строят планы с учетом таких доходов»,— говорит депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.

«Данные средства согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в полном объеме поступают в областной бюджет, — пояснили нашей газете в Правительстве Вологодской области. — Согласно действующему законодательству целевого назначения средства от уплаты штрафов за нарушения ПДД не имеют, таким образом, указанные средства формируют доходную составляющую областного бюджета и распределяются на общих принципах».

Приоритет над жизнью

Ежегодно на дорогах области происходит 1,5 тысячи дорожно-транспортных происшествий. Чтобы снизить печальную статистику, в 2015 году Народный фронт разработал и запустил проект «Карта жизни», принцип которого заключается в том, что на участках, где чаще всего происходят ДТП с пострадавшими, вы-явить причины аварий, проанализировать расходование средств на их содержание и внести предложения по улучшению ситуации.

Любопытно, что в 2015 году из собранных 650 миллионов рублей 31 миллион был направлен на приобретение и установку дополнительных камер видеофиксации нарушений. И только 6% от собранной суммы в 650 миллионов — на обеспечение безопасности дорожного движения и устранение аварийности.

«Мы сталкиваемся с ситуацией, что собираемые с граждан штрафы используются лишь для увеличения этих самых штрафов. То есть пополнение бюджета находится в приоритете перед жизнью жителей области», — заявил сопредседатель Вологодского регионального штаба ОНФ Герман Титов.

Однако в 2017 году не планируется даже приобретение камер. На наш запрос в Правительстве области ответили: «В настоящее время средств на увеличение количества комплексов в бюджете не запланировано».

Таким образом, полмиллиарда рублей вновь «растворятся» в общих бюджетных расходах и могут быть использованы как угодно. Бюджетный кодекс разрешает…

Источник:
газета "Премьер"