Череповецкий причал в Горицах вне закона?

ООО «Череповецкий пассажирский порт» должен прекратить работы по строительству причала на реке Шексне у села Горицы в Кирилловском районе. Вологодский областной суд вслед за Кирилловским районным судом признал их незаконными.

Три причала

В ноябре в селе Горицы пустынно и глухо, людей на улице не встретишь и рева мотора не услышишь. Еще глуше и пустынней на берегу Шексны, поросшем камышом желтого, почти ржавого цвета. Заброшенным выглядит первый причал — баржа с трепещущим на ветру российским триколором.

На втором причале мокнут под дождем рыбаки, ждут не дождутся, когда на реке встанет лед и на смену назойливой мороси придут морозы со снегом.

Где-то в глубине села глухо лает собака да волны плещутся о железное дно зеленого двухэтажного дебаркадера, пришвартованного к третьему причалу. Плещутся с такой силой, что кажется, будто внутри кто-то ходит, но окна занавешены плотными шторами, а на воротах висит табличка «Проход закрыт».

Расстояние от первого причала до третьего небольшое — несколько сотен метров. Из-за дебаркадера выглядывают черные луковицы Горицкого женского монастыря. Строения требуют реконструкции, но средств в районном бюджете не хватает: туризм — едва ли не единственный источник дохода.

Летом здесь все иначе: кипит жизнь. К причалам то и дело пристают теплоходы — российские и иностранные; туристы сходят на берег, спешат мимо торговых рядов с сувенирами на бетонную стоянку, чтобы занять лучшее место в автобусе, а потом едут осматривать Кирилло-Белозерский монастырь и фрески Дионисия в Ферапонтове.

— Сейчас туристов меньше стало, — говорит диспетчер Владимир, спускаясь вместе с нами на берег. — В докризисные годы наши три причала принимали порядка 800 судозаходов. Больше, чем питерцы. В этом году было более 600 судозаходов.

Правда, в этом году и количество причалов, имеющих право принимать теплоходы, снизилось: капитанам кораблей напрямую советовали обходить стороной бело-синюю баржу у причала № 1.

Местные жители тоже его сторонятся: в конкурентной борьбе между питерцами и череповчанами многие поддержали первых. Такое решение объясняют словами «аренда» и «налоги».

— Все равно ведь правду не напишете, — недоверчиво щурится Владимир, — летом столько здесь корреспондентов побывало — не сосчитать. А все пишут, что питерцы выжили с Северной Фиваиды вологодского предпринимателя. Почему выжили? Питерцы за эту полоску земли платят в бюджет более 3 млн рублей. Сами считайте, с кем работать выгоднее.

Без документов и разрешений

Как сообщила прокуратура Кирилловского района в конце октября, Череповецкий пассажирский порт должен прекратить работы по строительству причала в акватории Шексны у села Горицы. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда оставила без изменения решение суда первой инстанции. Напомним, с конца90-х годов прошлого века туристические теплоходы в Горицах принимал Череповецкий пассажирский порт, однако разрешающей документации ни на землю, ни на водопользование у него не было. Был только договор аренды на причал № 3, срок которого истек в 2011 году.

К этому времени управление туризма и народных промыслов Кирилловского района оформило права на земельный участок вдоль Шексны и прилегающую к нему акваторию. Руководство управления предложило порту заключить договор аренды на размещение в акватории дебаркадера и баржи, служивших местом причаливания теплоходов, а когда получило отказ, подало в суд. Судебная тяжба длилась несколько лет и закончилась победой управления.

В 2012 году по решению суда судебные приставы опечатали имущество Череповецкого пассажирского порта, с помощью специально нанятых буксиров переправили его на другое место стоянки, а также были демонтированы опорные кусты. Однако вскоре и дебаркадер, и баржа вернулись в Горицы.

В начале 2013 года Роснедвижимость провела новый аукцион на заключение права аренды. Победу одержала санкт-петербургская фирма ООО «Конт». На сегодняшний день ей принадлежат практически все пассажирские причалы, расположенные от Москвы до Санкт-Петербурга: Углич, Рыбинск, Тутаев, Кузино, Валаам, Горицы и т. д. Согласно договору арендная плата за 31 сотку земли на берегу Шексны составляет 3 млн 350 тыс. рублей в год. Череповецкий порт участия в аукционе не принимал.

Весной текущего года питерцы начали строить новый причал и уже в июне сдали его под ключ. В это же время Череповецкий пассажирский порт начал восстановительные работы на причале № 1: была возвращена на прежнее место баржа, началась установка металлических конструкций.

Управление туризма незамедлительно обратилось в прокуратуру Кирилловского района с заявлением, что работы проводятся незаконно. В ходе проверки прокуратура подтвердила, что на это строительство у череповчан нет разрешительной документации и правовых оснований (ст. 11 Водного кодекса и ст. 29 Земельного кодекса).

В суд было направлено исковое заявление о запрете на строительство до получения разрешительных документов. Кроме того, прокуратура настаивала на необходимости обязать порт освободить акваторию Шекснинского водохранилища от самовольно установленных винтовых металлических свай, свайных деревянных кустов, металлического мостика и несамоходной баржи.

Кирилловский районный суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме. Ответчики обратились в вышестоящий суд, однако тот оставил решение районного суда без изменений.

С руководителем кирилловского представительства фирмы «Конт» мы встретились в деревне Кузино.

— Да, мы являемся монополистами в этой области и стараемся участвовать во всех аукционах, — рассказывает руководитель, рисуя на бумажке акваторию Шексны. — Но мы не считаем Череповецкий порт конкурентом и ввязываться в эти дрязги не намерены. К тому же у нас на руках есть все необходимые разрешительные документы.

Нарушения были. У кого?

Версия череповчан несколько отличается от официальной. По словам зам. директора ООО «Череповецкий пассажирский порт» Евгения Мясникова, изначально прийти в Горицы их убедило руководство области:

— В конце 90-х годов первый причал содержался из рук вон плохо, и нас пригласили, чтобы увеличить приток туристов. В 2007 году с Росимуществом был заключен договор аренды причала № 3, срок которого истек в 2011 году, был куплен дебаркадер. Задачу, отмечу, мы выполнили: за навигационный период принимали порядка 700 теплоходов.

Однако в мае 2007 года вышел приказ Министерства природных ресурсов РФ, согласно которому для предоставления акватории и заключения договора водопользования, чтобы суда могли ходить, стал требоваться документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.

— Мы направляли письма в различные инстанции с просьбой дать нам хотя бы метр земли, но получали отказы, — продолжает Евгений Мясников. — Например, в одном ответе было написано, что заключить договор аренды на землю нельзя, потому что территория является санитарно-защитной зоной существующего сибиро-язвенного скотомогильника. Почему тогда, несмотря на этот запрет, землю в бессрочное пользование получило управление культуры и народных промыслов Кирилловского района?

В 2008 году Череповецкий пассажирский порт с согласия области начал разрабатывать проект по строительству стационарного причала, череповчанам обещали решить вопрос с выделением земли для строительства. Однако так и не решили.

— Спустя два года управление предложило нам, чтобы мы платили ежегодно 10 млн руб. за пользование акваторией, — продолжает Евгений Мясников. — Мы ответили, что готовы платить, если будет заключен договор аренды на землю. Тогда на нас подали в суд, заявив, что мы используем акваторию незаконно, а судебные приставы спилили опоры для причальных устройств. В аукционе мы не стали принимать участие, так как были уверены, что он не состоится: землю не имеют право отдавать из-за скотомогильника. Но аукцион все-таки состоялся.

Мы считаем, что не была проведена государственная экологическая экспертиза до начала строительства, само строительство причала питерцами проходило весной, во время действия запрета из-за нереста рыбы, плюс строительство никто не контролировал. Питерцы стали завозить технику в начале февраля 2013 года, хотя разрешение на строительство было выдано управлением позже. К тому же не управление должно было выдавать разрешение, а государство, ведь там находится парк «Русский север», а согласно Градостроительному кодексу разрешение выдает тот орган, в ведении которого находится парк. По странному стечению обстоятельств природоохранная прокуратура сначала подала иск о приостановлении строительства, а затем его отозвала. А уже в июне дано разрешение на ввод нового причала в эксплуатацию. Мы подали в суд разъяснение, что мы проводили не строительные, а восстановительные работы в отношении своего имущества. Также намерены обратиться в прокуратуру и ОБЭП.

СПРАВКА

Туристы на Вологодчине

В 2012 году наш регион посетили 1,94 млн гостей. Порядка 100 тыс. — иностранцы. Более 1,3 млн туристов прибыли на Вологодчину ради культурно-познавательных экскурсий. На втором месте находятся служебные поездки — 298 тыс. человек. Отдохнуть в сельской местности, поохотиться и порыбачить пожелали чуть больше 210 тыс. гостей. 450 тыс. человек посетили Вологду.

Альтернатива Горицам

Деревня Кузино находится в 15 км от Кириллова по череповецкой дороге. Здесь расположен туристический причал, призванный разгрузить горицкую пристань. Стоянка построена санкт-петербургской компанией «Конт».

Причал Кузино, получивший свое название от одноименной деревни неподалеку, был построен еще в советское время. Однако развитие его началось лишь в 2009 году, когда в марте причал приобрела компания из Северной столицы.

Основная цель строительства — разгрузить причал в селе Горицы: сюда зачастую прибывали одновременно пять-шесть судов, три из которых стояли у причала, а остальные были вынуждены оставаться на рейде, что противоречило технике безопасности.

Инвесторы были уверены, что туристический причал будет пользоваться спросом: ведь от Кузино до всех достопримечательностей такое же расстояние, как и от Гориц. Отсюда начинается автобусная экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь. Недалеко от Кузино расположен и Ферапонтов монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В среднем за навигационный период в Кузино швартуются около 200 судов, то есть в день у причала останавливаются два-три туристических теплохода.

Кстати, сумма за один судозаход здесь несколько меньше, чем в соседних Горицах, где за стоянку корабль платит порядка 14 тысяч рублей.

Зачастую причал используют для так называемых зеленых стоянок — когда путешественники могут искупаться, купить сувениры, овощи, фрукты, рыбу или просто прогуляться.

Вместе с туристическим причалом с 2009 года стала развиваться и береговая инфраструктура: был построен историко-этнографический комплекс «Сугорье» (так называлась часть Белозерского княжества по левобережью Шексны), в котором воссоздано древнерусское поселение.

Как отмечают историки, во времена Древней Руси здесь проходил Великий Волжский путь, или путь «из варяг в персы». Неподалеку от современного Кириллова, в местечке Сугорье, располагался княжий двор: князь вместе с дружиной охранял торговые пути от разбойников, а также собирал пошлину с торговцев мехами и серебром.

Первый этап развития береговой территории уже реализован — работает дом-музей «Княжий двор», где для туристов проводятся интерактивные программы. Также есть музеи льна и бересты, музей лодки под открытым небом, сувенирная лавка, кафе, баня, кузница и небольшая археологическая экспозиция.

Жемчужиной комплекса считается «Длинный дом викингов» — нечто среднее между музеем и аттракционом. Здесь воссозданы условия жизни викингов, роль которых исполняют актеры. Туристы при желании также смогут примерить костюм викинга.

— Начиная с этой зимы комплекс будет функционировать на круглогодичной основе, а не только в навигационный период, — говорит управляющий причалом Кузино Валерий Тюлин. — То есть в рамках однодневной экскурсии сюда могут приехать группы, например школьники, и ознакомиться с экспонатами. Заявки уже поступают.

В скором времени, предположительно к 2015 году, на причале появится целый туристический комплекс: гостевые дома способны принять до 30 человек.

Напомним, на территории Вологодской области семь стоянок для приема туристских теплоходов. В частности, их принимает Череповец (из нашего города туристы совершают экскурсию в Вологду). Стоянка в Вытегре долгое время была чисто технической, однако в последние два года здесь организовано экскурсионное обслуживание. Кроме того, работают стоянка в деревне Ирме Шекснинского района, считающаяся традиционной зеленой стоянкой на маршруте Москва — Санкт-Петербург, а также стоянки в селе Горицы и деревне Кузино Кирилловского района. Стоянки в Шексне и Белозерске могут принимать только двухпалубные суда.

Автор: Марина Белая
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика