Последствия стихии

[Обзор прессы]

Более 200 человек в Великом Устюге добиваются выплаты денежных компенсаций, положенных пострадавшим от наводнения, через суд.

Такая ситуация сложилась из-за того, что не все устюжане, пережившие паводок, оказались прописаны в подтопленном жилье, хотя фактически там проживали. На момент сдачи номера судебных решений по данным делам еще не вынесено.

В порядке очереди

В Великоустюгском районе уже начала работу общественная группа по контролю за выплатами. Возглавил ее сопредседатель Вологодского регионального отделения ОНФ Валерий Калясин. Группа нацелена на взаимодействие с органами местной и региональной власти по вопросам, касающимся выплат.

«В конце мая, когда я был в Великом Устюге, ко мне со своими проблемами обратились граждане, пострадавшие от паводка. У устюжан есть недоверие к власти, ходит очень много слухов по поводу компенсаций», — говорит представитель ОНФ.

Валерий Калясин пояснил, что для выплат устюжанам сформировано 3 очереди. В первую входят люди, ущерб которых не вызывает сомнений. Им уже практически все выплачено. Эта сумма составляет порядка 400 миллионов рублей и поступила она из федерального бюджета.

Ко второй группе относятся люди, у которых возникли какие-то ошибки при заполнении документов или при их рассмотрении потребовались дополнительные уточнения. Вопросом утверждения этого списка на уровне Министерства финансов сейчас в Москве занимается начальник финансового управления Великоустюгского муниципального района Ирина Ямова.

«Третья очередь — самая сложная. Это люди, которые доказывают свое право на выплаты через суд. Их уже более 200 человек. И до конца лета станет еще больше, потому что заявления продолжают поступать», — поясняет Валерий Калясин.

Эксперт считает, что беспокойство устюжан оправданно: лето пройдет быстро, а деньги на ремонт пострадавшего жилья нужны уже сейчас. Кто-то берет кредиты, кто-то изыскивает собственные средства, не дожидаясь выплат. Но не все могут себе это позволить. «А в некоторых домах водой смыло все — полы, печки, разрушен фундамент», — рассказывает Валерий Калясин, обращая внимание на то, что местные власти недостаточно информируют население по данному вопросу.

Не первая необходимость?

«У нас в доме прописано несколько человек, в соседнем одна бабушка живет. У нас треснул фундамент, и у нее проблемы с фундаментом. Нам выделят на каждого члена семьи по 50 тысяч, а ей — на нее одну. Нам этих денег, в принципе, хватит, чтобы восстановить фундамент, а ей?», — такой пример приводит жительница Великого Устюга Наталья Аввакумова.

Кроме дома в Великом Устюге, у Натальи пострадала дача в деревне Сывороткино, там, где дома сносило льдинами: «В доме образовалось два просвета в фундаменте, осела баня. Имущество было застраховано. Поэтому мы решили возместить утраченное по страховке. В страховой нам сказали, что сначала надо доказать, что баня осела именно в результате наводнения, а не раньше».

«Фактическое проживание подтверждается либо регистрацией по месту жительства, либо вступившим в силу решением районного суда об установлении факта проживания в жилом помещении. Если у гражданина нет регистрации по месту жительства в затопленной зоне, ему необходимо установить факт проживания на момент чрезвычайной ситуации в судебном порядке. Данный факт устанавливает только суд общей юрисдикции, в данном случае Великоустюгский районный суд», — пояснили «Премьеру» в администрации Великоустюгского района.

У людей, пострадавших от паводка, будет восстановлено имущество только первой необходимости. При этом жилые помещения, как оказалось, к таковым не относятся. В своем решении администрация ссылается на методические рекомендации МЧС: «жилые помещения (пол, стены, подвал и т.д.), земельный участок, бани, гаражи, хозяйственные постройки, дрова, пиломатериалы и прочее к предметам первой необходимости не относятся и поэтому их частичная или полная утрата не будет компенсирована из федерального бюджета».

От паводка в Устюге пострадали и образовательные учреждения — 7 детских садов и школа. Больше всего досталось садику в деревне Стрига. Там оказался разрушенным пищеблок.

Сложно посчитать

«Самые необходимые восстановительные работы были сделаны в образовательных учреждениях сразу после паводка. Это дезинфекция, откачка воды, ремонт подъездных путей. При помощи МЧС были восстановлены в садах и школах малые архитектурные формы. Практически сразу был налажен образовательный процесс. Сейчас во многих образовательных учреждениях требуется замена окон, где-то надо поменять забор и мостки. Весь перечень необходимых работ мы оформили в один пакет и передали в районную администрацию для последующего согласования с Министерством финансов», — говорит руководитель отдела образования Великоустюгского района Римма Батакова.

В Стриге же детский сад решили не восстанавливать. «Он уже второй раз страдает от паводка. А так как там пустует начальная школа, решено было адаптировать это здание под детский сад. Многие родители возят своих детей на учебу в Великий Устюг. На восстановление пищеблока детского сада в Стриге деньги будут выделены из областного бюджета. Всего 6 миллионов рублей. Но проект еще находится в стадии разработки», — пояснила Римма Анатольевна.

Кроме этих 6 миллионов, в Великий Устюг будет направлено еще 25,5 миллиона рублей для завершения строительства объекта «Укрепление левого берега реки Сухоны». Об этом на 54-й сессии Законодательного Собрания рассказала начальник Департамента финансов Валентина Артамонова.

Общую сумму, необходимую для полной компенсации ущерба, нанесенного стихией, подсчитать на данном этапе практически невозможно. «Документы находятся в Министерстве финансов на согласовании», — ответил «Премьеру» глава Великоустюгского муниципального района Михаил Елфимов.

Источник:
газета "Премьер"