Вход на сайт

Бывают недели, в которые классному руководителю нужно провести по два-три незапланированных в плане воспитательной работы экстренных классных часа, выполняя самые разнообразные «тематические активности» с обязательной сдачей отчета...

- Кстати, скажите, а вы не страдаете ли чем-нибудь? Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - книга, которую можно читать и перечитывать много-много раз, книга бесконечной мудрости.

А вот какая же печаль одолевает без преувеличения подаляющее большинство учителей нашей страны? В опросах и социологических исследованиях неизменно лидирует "отравляющая душу" причина - бессмысленная бумажная работа, причем в больших количествах.

- Нет, мессир, ничего этого нет, - ответила умница Маргарита, - а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо.

Несколько дней назад я тоже почувствовала себя совсем хорошо, когда посмотрела запись селекторного совещания Департамента образования города Москвы от 14 мая 2015.

- Ах, может ли это быть! - сказала Маргарита.

Может ли быть хорошо учителям, которые значительную часть своего рабочего времени тратят на оформление и ведение бессмысленной документации? Терроризм и наркотики, безопасность на дорогах и на воде, экология и пал травы, а также другие «тематические активности», требующие срочной отчетности от классного руководителя - замдиректора - школы, хорошо описаны в недавней статье Евгения Александровича Ямбурга ?"Хватит кошмарить школу!"

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Это отдельный разговор. Иногда бывают недели, в которые классному руководителю нужно провести по два-три незапланированных в плане воспитательной работы экстренных классных часа, выполняя самые разнообразные «тематические активности» с обязательной сдачей отчета по классу, чтобы замдиректора свел воедино формы проведения, количество принявших участие, приглашенных и составил свой отчет по школе. Но даже аудиторию на внеплановый классный час трудно найти: занятия, как правило, во многих школах в две смены. А еще и успеть подготовиться к таким неожиданным активностям нужно. Вот и рождается "вранье от первого до последнего слова".

"А должен ли учитель составлять эти отчеты?" - один из вопросов, который был поднят на селекторном совещании Департамента образования Москвы 14 мая 2015 года.

"Нет", - говорит Марианна Владимировна Лебедева, директор Городского методического центра Москвы. В квалификационных характеристиках должности "Учитель", в перечне трудовых функций педагога составления отчетов нет. Нет ни одного перечня обязательной отчетности педагогов, утвержденного Министерством образования и науки РФ. Органы исполнительной власти, департаменты образования не могут требовать отчеты учителей, потому что не имеют права и не нуждаются в этих отчетах. Учитель должен и может вести документацию по предмету:

1. Электронный журнал/дневник (думаю, что если таких нет, то бумажный вариант этих документов) - ежедневно;

2. Документы в рамках основной образовательной программы (1 раз на уровень образования с промежуточной коррекцией):

­ рабочую программу учебного предмета;

­ график промежуточной аттестации;

­ план внеурочной деятельности;

­ программу коррекционной работы;

3. Специализированные инструкции по работе в кабинетах повышенной опасности в соответствии с профилем и в случае заведования данным кабинетом (1 раз в 5 лет).

И иметь следующую документацию классного руководителя:

1. Личные дела учащихся (1 раз в год).

2. План работы классного руководителя (1 раз в год).

Представляю, как сейчас удивились и возмутились учителя, имеющие в обязательном списке совершенно другое количество бумаг!

Зачем же мы пишем и сдаем отчеты по предмету, по классу по четвертям и полугодиям, годовые отчеты? Зачем пишем и сдаем администрации отчеты по проведенным контрольным работам, промежуточной и итоговой аттестации? Зачем отчеты в вышестоящие инстанции по УУД в классах, перешедших на ФГОС второго поколения? Зачем мы составляем списки к экзаменам, отчеты о проведенных с учениками самых разнообразных инструктажей, зачем мы собираем ксерокопии паспортов и много еще чего другого под подпись и сдаем администрации школы? Как бы чего не вышло? И для перестраховки. Администрация все это собирает и хранит в файлах и папках в своих кабинетах для проверок вышестоящих организаций…

Но если весь этот документооборот не нужен и не имеет законной силы, то почему он благополучно живет и процветает, обрастая с каждым годом все новыми требованиями и объемами?

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Может ли директор разрешить не проводить те мероприятия и не отчитываться по "тематическим активностям", что рекомендованы и изданы приказом сверху? Конечно, нет. Директор ответит за то, что не провел и за что не отчитался. Поэтому директор издаст приказ провести и отчитаться. Учитель подготовится, проведет, составит очередной отчет, сдаст.

- Ах, может ли это быть! - сказала Маргарита.

Или это может быть только для Москвы, чтобы перечень нужной учителю документации состоял из 5 пунктов? Но может быть, в регионах должны действовать те же законы, мы все же учителя одной страны? И может быть, пора не только в московском образовании, но и в наших таких разных регионах проверить, какую документацию ведут учитель и классный руководитель, и решить, какая необходима, а от какой давно пора отказаться?..

Источник

Обложка: 
Автор: 
Наталья Сухая, учитель
Есть фото: 
0
Есть видео: 
0
Есть звук: 
0
Новость из будущего: 
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика