Отреставрированную стенопись открыли сегодня в здании на Козленской,35 в Вологде. Панно «Новая деревня» появилось там во второй половине 80-х годов. Заслуженный художник России Генрих Асафов создал эту стенопись как часть композиции из трех панно на трех этажах здания, по заказу располагавшегося здесь проектного института «Вологдаагрострой».
– Заказчиком был «Вологдаагрострой», поэтому тема этой работы была выбрана автором исходя из того, чем занимался заказчик, а он проектировал «новую деревню». Он проектировал некую футуристическую (на тот момент она казалась реалистичной) деревню, которая должна заменить старую деревню в Вологодской области. Тема перекликалась и с темой творчества самого художника – крестьянство, жизнь крестьянина, его быт. Если вы посмотрите на композицию, на это очень странное цветовое решение, геометрическими пятнами, то вы увидите, что это не похоже на станковую живопись, к которой мы привыкли, это похоже на авангард, который был в начале века, – рассказывает сын автора росписи, ее реставратор Александр Асафов.
В начале 2010-х роспись серьезно пострадала от протечки водопровода: в некоторых местах краска отслоилась, и цветовой слой был полностью утрачен. В конце прошлого года сын автора фрески договорился с собственником здания о том, что отреставрирует ее, и в данный момент все работы полностью завершены.
Будучи ярким образцом монументальной живописи, стенопись подчиняется ее законам. Так, например, все тени на фреске падают слева направо, как будто от расположенного рядом окна. Недорисованные силуэты людей, женщина в желтом плаще, сапогах и берете, странные одежды на детях, прямоугольные тени и сосны-столбы – по мнению Александра, все эти детали выражают позицию автора: «новая деревня», которой занимался институт, не жизнеспособна.
По словам специалистов, восстановленная фреска имеет историческое значение – это единственная профессиональная стенопись XX века нерелигиозного характера, сохранившаяся в Вологде. Кроме того, она важна для изучения творчества Генриха Асафова и представляет органичное продолжение его станковой живописи.