Призрак убитых красноармейцев, или Как в Устюжне главу города судят за парковку

[ Общество ]
Автор:
Ирина Казанкина

В Устюжне с января этого года идет судебный процесс по делу о парковке. На скамье подсудимых глава города – Николай Козлов. Его обвиняют сразу по двум статьям – 243 УК (повреждение исторических памятников) и 286 УК (превышение полномочий). Выразилось это в вырубке части деревьев на краю центрального сквера и обустройстве парковки летом 2014 года. NewsVo побывал на одном из судов.

– Ну что – судят тебя, голова? – спросил мужчина на входе в здание городского суда.
– Пытаются, – улыбнулся Николай Козлов.

Заседания проходят буквально в камерной атмосфере. Все знают друг друга. Прокурор размашисто жмет руку градоначальнику. Они заходят в тесноватый зал и превращаются в гособвинителя и подсудимого. Особого интереса у местных жителей процесс, кажется, не вызывает. Скамейки для публики пустуют. 

Дело ведет судья Наталья Копылова. Сторону обвинения представляет прокурор района Павел Кузнецов. Защищает Николая Козлова адвокат Елена Хрусталева.

Это уже не первое заседание. Потерпевший, а это областной комитет по охране памятников, выступал одним из первых. Затем началась череда допросов свидетелей. Их уже заявлено более сотни. В том числе – сотрудники городской администрации и работники «Импульса» – организации, имеющей муниципальный контракт на благоустройство города. Именно её сотрудники и вырубали деревья под злополучную парковку. 

– От администрации нас курировал первый заместитель главы города Алексей Болтунов, – свидетельствует Екатерина Белокурова. Тогда она была мастером «Импульса», теперь – директор компании. – Мы вышли на местность, и Алексей Юрьевич показал мне – от коль до коль рубить. Работы с другими службами он сам согласовывал.
– А он говорил о согласовании работ с Козловым? – поинтересовался прокурор.
– Я не задавалась этим вопросом. Мы всегда работали с Болтуновым. С Козловым мы не общались.


Фото местных жителей

Сторона обвинения настаивает, что Козлов лично давал указание рубить деревья, зная, что они находятся в охранной зоне памятника. Правда, свидетели стороны обвинения говорят обратное.  Инициативу, как объяснила заместитель главы Людмила Паншина, проявил всё тот же Болтунов. Вообще имя этого отсутствующего в заседании бывшего заместителя главы города, а сейчас – первого заместителя главы администрации района, вспоминалось постоянно.

– В какой форме? – уточнил прокурор.
– Он вернулся с комиссии по безопасности дорожного движения, доложил о её решении – что необходима парковка. И спросил: «Ну что? Мне заниматься парковкой?». На что глава ответил: «Занимайся».
– А вам (заместителям и главе) было известно, что парк является охраняемой зоной?
– Известно. Но нам не были известны ее границы, – парировала Паншина.

– Можно ли сказать, – спросил адвокат, – что работа Болтунова по организации парковки осуществлялась под давлением Козлова? Может он угрожал дисциплинарным взысканием или ещё как?
– Нет. У Николая Юрьевича очень демократичный способ руководства. Такое ему вообще не свойственно.

Напоследок прокурор поинтересовался:

– Людмила Федоровна, а скажите: какие в этом парке памятники находятся? Вы знаете? – этот вопрос из области краеведения прокурор задавал разным свидетелям.
– Знаю. Монумент установлен в память о красноармейцах. А так ещё считается, что это надмогильный памятник, где похоронен первый секретарь большевистской партячейки и латышские стрелки.


Свидетельские показания Людмилы Паншиной, заместителя глав Устюжны

Всё это написано в паспорте «Памятника-обелиска на братской могиле красноармейцев, убитых в 1919 году кулаками», который перед заседанием суда с интересом читали свидетели.

Документ середины прошлого века сохранился в архиве «Импульса».  Расположен обелиск в нескольких метрах левее парковки, и именно он, по версии следствия, косвенно «пострадал» от вырубки деревьев.

В охранном обязательстве на этот обелиск сказано, что «Устюженский городской совет депутатов трудящихся» обязуется «решительно пресекать всякого рода самовольные работы в пределах охранной зоны памятника, а виновных задерживать, составлять на них акты и предавать следственным органам».

Кажется, это указание сработало впервые с 1958 года. А решительность проявила гостья из Санкт-Петербурга. Местные жители называют ее «бдительной дачницей».


Фото Сергея Никитина/ images.esosedi.ru  

– А фотографировала эта гражданка, как Вы её называете, дачница? – уточнил адвокат у Екатерины Белокуровой.
– Я не могу этого сказать. Мы лично не знакомы. Но я наслышана о ней.

– Фамилию-то знаете этой дачницы? – в разговор вмешалась судья. – Так и называйте!
– Знаю. Дмитриева…

Как сообщает местная газета «Первая городская», дачница часто пишет жалобы и судится с коммунальными службами по вопросам благоустройства. Именно после её обращения делу о парковке дали ход.

На заседании выяснился и такой интересный факт. Администрация пыталась согласовать уже построенную парковку с департаментом культуры. Для этого понадобилась историческая справка. И, согласно музейным фотографиям, ранее на месте нынешней парковки стояли повозки с лошадьми.


Свидетельские показания Любови Зайцевой, главного специалиста по архитектуре и
градостроительству администрации Устюжны

– Меня возмущает, что большинство местных жителей безразличны к тому, что здесь случилось.  Вот есть у них через дорогу памятник Богатырёву – и всё. Но если многие не знают, кто такие эти латышские стрелки, то это не значит, что этот обелиск – не памятник, – комментирует прокурор в перерыве заседания. – Мы сошлись с представителем комитета в том, что нарушено историческое восприятие памятника. Всё нужно расценивать в ансамбле, и в отрыве от этого парка памятник – ничто.   

Ещё гособвинителя возмущает, почему парковку не оборудовали в другом месте: «Например, около Культурного центра, можно было кусты вырубить».

– Да у нас везде в центре – охранная зона, – объясняет в перерыве Николай Козлов. – Вот тут, напротив районной администрации, тоже вырубили деревья, уже новые посадили. Тоже охранная зона. Никакого уголовного дела. 

Градоначальник уверен: дело заказное, а проблемы начались у него еще несколько лет назад после конфликта с бывшим главой района. Тогда Козлова, в то время – начальника управления по имуществу – уволили из администрации. После чего Козлов уверенно победил на городских выборах.

– У меня полномочия заканчиваются летом. И кому-то не хочется, чтобы я шёл на второй срок. Сейчас глава района поменялся, но в администрации остались те же люди. Я критиковал их решения. Например, был против строительства детского садика, потому что ради него отобрали часть спортивной площадки у школы. Его можно в другом месте построить – у КЦ, например.
Я был не согласен со строительством плотины – потратили 12 млн и на район возложили ещё 3 млн долгов за зимнее удорожание, хотя плотина должна была быть построена в течение двух месяцев. А им это не нравится, но свои ошибки никто не признаёт.

Участники процесса предполагают, что разбирательство затянется до лета. Сторона защиты планирует заявить более сотни свидетелей. Возможно, к этому времени в город приедет и «бдительная дачница», и суду удастся допросить и её. NewsVo будет следить за этим делом.