Не «молодая семья»

[ Общество ]
Автор:
Любовь Южакова

В Вологде многодетная семья несколько лет не может добиться от властей помощи в решении их жилищного вопроса. Деревянный дом, в котором они живут, находится в аварийном состоянии: дети часто болеют от постоянных сквозняков, а крыша держится на железных печках.

Супруги Лобановы и их старший сын Артем переехали в Прилуки в 2006 году, семья обосновалась в одном из деревянных домов на улице Колхозной. Через год у пары родилась двойня – Кирилл и Матвей. Снимать сюжет о мальчиках приехало областное телевидение.

- Тогда на втором канале вышел сюжет о том, что у нас родилась двойня и живем мы в нечеловеческих условиях. Нами заинтересовался губернатор Позгалев, после этого репортажа он прислал к нам сотрудницу свою, она взяла у нас кучу ксерокопий разных документов и уехала, сказала: «Ждите, вами заинтересовался сам губернатор, будет вам помогать», - рассказывает отец семейства Сергей.

Помощи супруги ждали около двух месяцев, но им так и никто не позвонил и не написал. Тогда Сергей решил самостоятельно узнать, решается ли их проблема, и обратился в областное правительство.

- Начались грамотные отписки: сначала к одному заместителю губернатора был я адресован, потом ко второму, потом к третьему. Один мне посоветовал взять кредиты на строительство, второй посоветовал вступить в программу «Молодая семья». Мы так и сделали – вступили и находились в очереди на помощь с 2008 года, - говорит Сергей.

Федеральная программа «Молодая семья» действует в Вологодской области уже 14 лет. Зарегистрировавшиеся в ней семьи (одним из обязательных условий является возраст супругов до 35 лет) получают деньги из федерального и регионального бюджетов на строительство или покупку жилья, либо скидку на ипотеку. С учетом всех обстоятельств, Лобановы должны были получить на строительство нового дома около миллиона рублей. В прошлом году семья была первой в списке на получение денежной помощи, но Сергею исполнилось 36 лет, и они автоматически выбыли из программы.

- Вот такая вот неудача. Еще с позапрошлого года я обращался к областным властям, мне госпожа Мартынова ( Юлия Мартынова – начальник департамента строительства и ЖКХ Вологодской области – примеч. редакции) дала письменный ответ, что в 2014 году область не участвовала в программе «Молодая семья», так как не было финансов в бюджете. В прошлом году мне Шулепов ответил, что город не участвует в конкурсе, так как денег в бюджете нет. Два года у нас пролетело мимо, - сетует Сергей.

«Стройте сами»

После того, как Лобановы выбыли из программы «Молодая семья», Сергей начал вновь обращаться к властям и просить помощи. Но ответ везде получал примерно одинаковый.

- Пишут одно и то же, только «шапки» у писем меняются: «Вы являетесь обеспеченной семьей, у вас прожиточный минимум составляется, а мы вам ничем не можем помочь».

Семья залезла в кредиты и начала строить дом самостоятельно. Сейчас готовы фундамент, стены, окна и крыша, но продолжать строительство не на что. На погашение взятых у банков сумм ежемесячно уходит больше 70% всего дохода супругов. Между тем, жить тоже на что-то надо.

- Конечно, это был осознанный шаг. Говорят, на Бога надейся, да и сам не плошай. Так и тут: на властей надейся… На власть мы понадеялись и пролетели мимо. Очень большие надежды у нас были на «Молодую семью». По расчетам 2008 года мы должны были получить сертификатом  1 миллион 150 тысяч, даже той суммы мне бы хватило достроить дом, отделать «по-серенькому», без наворотов.

Сейчас условия, в которых живет семья, вызывают страх. Железная печка в двух местах подпирает покосившийся потолок, из-за щелей в стенах и кривом полу в доме постоянный сквозняк, супруги и их мальчики часто болеют. Строители говорят, что вкладываться в его ремонт нет никакого смысла – стоит только починить один угол, начнет разваливаться другой. Но разваливающийся дом – не единственная проблема Лобановых.

- По участку проходит высоковольтная линия, мы находимся в охранной зоне, долгое нахождение в ней вредит здоровью. Кроме того, когда начали строить эти дома по расселению ветхого жилья, строители перекрыли водноливневый канал, а по нему вся вода с Прилук уходила. Неединожды мы предупреждали строителей об этом, нам говорили, что все рассчитано и нам переживать не стоит. Весной меня начало топить – забор начал падать, баню затопило, дом подтопило.
Обращался я неоднократно и в МЧС, в правительство города и области, толком особо ничего и не сделано. Да, водноливневый канал был прокопан новый, но трубы положили на инженерные сети, и они все равно чуть выше уровня ямы – вода продолжает стоять.

С этими проблемами Сергей Лобанов обратился к заместителю губернатора Виталию Тушинову, тот пообещал помочь, и до 31 марта электрики должны перенести ЛЭП. Насчет ливневки вопрос встал, так как перенести инженерные сети нельзя.

И вновь продолжается бой…

В конце прошлого года Сергей добился встречи с губернатором Олегом Кувшинниковым. Глава региона выразил сочувствие и пообещал, что в правительстве попытаются решить проблему семьи. Появилась идея реструктурировать их долги перед банками.

- Нам предложили такой вариант: растянем ваш кредит, чтобы снизить нагрузку, чтобы ежемесячная сумма уменьшилась. Какая выгода от этого всего будет, я не могу понять. Платить все равно нужно будет, ну, пусть не 40 тысяч в месяц, пусть 30. А у нас еще на пороге маленький ребенок, мы четвертого ребенка ждем. Сейчас этот ребенок уже под вопросом. Власти нас вынуждают своими действиями сделать аборт.
При этом я объяснял при встрече, что у меня уже взята реструктуризация – был у нас сложный момент в прошлом году. Мне ответили: «Не переживайте, мы разберемся». Разговаривали на своем языке, я их так и не понял.
Через месяц после встречи мне приходит ответное письмо: «Сергей Владимирович, так у вас же уже взята реструктуризация в банке, мы выполнили свою работу». Я снова встречался с Тушиновым, он мне сказал, что все равно будут добиваться реструктуризации. Вот что-то непонятное такое. По факту – тишина. Поручение губернатора его заместителю не исполняется», - говорит Сергей.

Отчаявшись получить конкретную помощь от местных властей, Сергей написал письмо президенту России и сейчас на специальном сайте собирает подписи под своей петицией. Как рассказывает мужчина, отклики посыпались со всей страны. Сергей Мягких, вице-президент Всероссийского союза правозащитников, направил от своего имени письма с просьбой помочь Лобановым генпрокурору России Юрии Чайке, губернатору Олегу Кувшинникову, президенту России Владимиру Путину. Обещал помочь разобраться с этой ситуацией московский юрист Александр Трещев.

А пока многодетная семья продолжает жить в жутких условиях, боясь, что в любой момент крыша дома упадет им на головы.