В Вологодский музей вернулись отреставрированные иконы и митры святителей

[ Культура ]

В Вологодский музей-заповедник после реставрации вернулся ряд экспонатов. Это митры Иосифа Золотого, Серапиона Лятушевича, Пимена Савелова, иконы «Богоматерь Фёдоровская» и «Обретение главы Иоанна Предтечи». 

Реставрацией икон занимались выпускники московского Православного Свято-Тихоновского университета. Это их дипломные работы, говорит хранитель коллекции икон Елена Виноградова: 

—   Возвращены в фонды музея "Богоматерь Фёдоровская" и "Обретение главы Иоанна Предтечи". Образ Богоматери поступил из грязовецкого собора. Согласно надписи на иконе она предназначалась для другого храма. Это икона датированная — она написана в 1714 году. Известны и мастера — это костромские иконописцы, работавшие в Вологде: Карп Григорьев, Никита и Михаил Артемьевы. Это не единственная икона костромичей в нашем собрании. Вторая икона — "Обретение главы Иоанна Предтечи". Здесь авторы неизвестны, икона датируется серединой XVIII века. Есть предположения, что это иконы, написанные братьями Золотаревыми, которые трудились над многими вологодскими образами святых. 

Головные уборы вологодских священников были найдены во время археологических раскопок на территории Софийского собора.  

— Митры святителей были найдены в 1979 году в работах под управлением Николая Гуслистова. Головные уборы вологодских служителей являются дважды памятником культуры: во-первых, это культурная ценность, сделанная руками наших предков; во-вторых, это шедевры работы реставраторов современности, — говорит археолог Игорь Кукушкин. 

Восстановлением митр занимались специалисты реставрационного центра имени Грабаря как в Москве, так и в Вологде, говорит старший научный сотрудник отдела фондов Надежда Кутекина:

— Перед началом работы состояние митр было далеко от того, что мы видим сейчас. Это были блинообразные бесформенные части ткани, присыпанные землёй. Нашлись высококвалифицированные реставраторы, которые взялись за восстановление головных уборов — это Н. П. Синицына (ВХРНЦ им. И. Э. Грабаря, Москва) и С. Г. Боршнева (вологодский филиал ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На ликах святых на одной из митр практически полностью сохранилась тонкая личная вышивка. Одежда святых на изображениях расшита серебряной нитью вприкреп. Утраты на митрах существуют, но у реставраторов есть правило — не делать новодела. 

Теперь их можно увидеть в экспозиции музея.

Фото пресс-службы музея