Вологжанка Надежда Шеманская хочет благоустроить Нюксеницу

[ Общество ]

Первый год своего декретного отпуска замдиректора вологодской школы-студии драматического искусства Надежда Шеманская провела в Нюксенице у родственников и ужаснулась, как зарос этот районный центр. Девушка попыталась сагитировать местных жителей на благоустройство села, и первое, с чем ей пришлось столкнуться, -  непонимание и даже сочувствие…

- У меня сложилось впечатление, что Нюксеница – это кульминация всех пороков российских, - сокрушается Надежда. - Власти дремлют, люди спят. Никому ничего не надо, но многие при этом жалуются: «У нас всё плохо!»  А ведь в Нюксенице есть своя природная красота! Места там очень красивые - речка, холмы, деревья. Но люди как будто этого не замечают. Всё заросло! А рядом, в тридцати километрах - Тарнога, где природа не настолько живописна, но там всё очень аккуратно. Видно, что за территорией ухаживают, что людям не всё равно. При этом считается, что в Нюксенице развивается туризм, и в народе село называют «русской Швейцарией». Было бы здорово, если бы за селом был уход, как за Швейцарией. Для этого, мне кажется, достаточно осознанности каждого жителя.

Места в Нюксенице очень красивые, но всё заросло

- Что же вы предлагаете сделать?

- Сначала я вообще не планировала ничего делать. Но потом, когда поняла, что мне элементарно трудно пройти с коляской от дома на соседнюю улицу – ноги вязнут в пыли и грязи, то стала думать, что же я сама могу сделать для благоустройства. Обратилась в местную администрацию с просьбой помочь благоустроить несколько общественных площадок, мне все говорили «Такая здоровская идея! Но у нас такой менталитет…»

- Какой менталитет?

- Что никого ни на что не поднять. Одним и так хорошо, другим кажется, что никто не откликнется.

- То есть никому ничего не надо?

- Им надо, но так: «Мы придём, погуляем по вашим красивым дорожкам, только сами ничего делать не будем. Пусть администрация делает. Она обязана». Ну, допустим, она обязана, но в течение стольких лет она этого не делала, и твоя жизнь проходит в грязи. Ты-то что, безрукий? Давай, соберёмся подъездом, выйдем и окосим траву во дворе!

Такое впечатление, что и властям, и местным жителям все равно, где гуляют их дети

- Может, я сама, конечно, слишком идеализирую, - говорит Надежда. - Я считаю, что если делать, то по-хорошему. К примеру, мне нравится наш Центр традиционной народной культуры. Они очень много работают, причём за совсем небольшие деньги, то есть Центр буквально на самообеспечении. Тут занимаются не только сохранением традиций, но еще воспитанием — что, по-моему, важнее всего на свете. Когда я в детстве занималась здесь, то центр организовывал многолюдные традиционные фестивали, ярмарки, где все наряжались в народные костюмы, искренне веселились, играли в игры всем селом. Сейчас такого нет. Сейчас если человек идёт по Нюксенице в народном костюме, значит, он ненормальный или из какого-то ансамбля. Этим летом я шла по поселку в народном костюме, меня тут же спросили: «Вы из какого коллектива?» Я говорю: «Не из какого. У меня просто ярмарка сегодня». В ответ – удивление. Понимаю, мир меняется, но хочется, чтобы то хорошее, что накоплено с таким трудом, сохранилось, передавалось из поколения в поколение, чтобы о Центре знали, чтобы в Нюксеницу ехали толпы гостей ради неповторимой этой атмосферы, ради того, чтобы полюбоваться людьми и природой.

Есть в Нюксенице и ухоженные уголки

- Жители Нюксеницы столько всего умеют! – заверяет Надежда. - И ткут, и вышивают, и создают скульптуры изо льда, снега, дерева. Но кто об этом знает? Мне мало прийти на мастер-класс и научиться печь пряники. Делаем ли мы что-то такое, чтобы людям было хорошо?

- Тогда и решили подать заявку на грант?

- Я пыталась общаться с районной администрацией. Они мне и подсказали, что можно участвовать в программе «Народный бюджет». В области есть такая программа, по которой жители разрабатывают проект, собирают, допустим, 10 тысяч рублей. Район даёт им ещё 10 тысяч, а потом ещё область 20 тысяч, в таких пропорциях. По этой программе, например, в этом году одна из активных жительниц Нюксеницы – Ольга – добилась выделения средств на спортивный мини-стадион. Мы с ней вместе писали этот проект, и всё получилось! Сейчас уже закупают инвентарь, весной будут выравнивать площадку. 

На этом заросшем травой и кустами участке стараниями жителей уже запланирован стадион

Проект стадиона

- До «народного бюджета» мы подавали заявку на ещё один всероссийский грант и дошли до финала, но не выиграли, - объясняет Надежда. - Возможно, не выиграли потому, что мы пока не были готовы к реализации такого проекта. Получила бы я эти деньги, сделали бы площадки. А никто из местных так бы ничего и не понял, что произошло. Получилось бы, что кто-то пришел и сделал, а не сами люди почувствовали необходимость и поучаствовали. Нужно, чтобы все вдохновились идеей благоустройства, понимали,  зачем это каждому нужно. Ведь за объектами нужно будет ухаживать. Кстати, по программе «Народный бюджет» в этом году в области выделялось 28 миллионов рублей, а районы освоили только 10 миллионов. Чувствуете размах инициативы местных жителей?

Надежда готовит проект благоустройства берёзовой рощи на берегу реки. Сейчас спуски к воде выглядят так.

- Что именно вы хотели благоустроить?

- Наш проект называется «Нюксеница — Эко-парк». Это место, где любому человеку – мне с ребёнком, школьнику, старичку, спортсмену, рабочему – может быть удобно и хорошо, где можно отдохнуть и с пользой проводить время.

- А конкретнее?

- Уже готов проект «Берёзовая роща». Это место на берегу реки, которое сейчас выглядит печально: берег осыпается, по парку ездят машины. Мы предлагаем сделать здесь место для культурного отдыха и для проведения массовых мероприятий. Здесь будут качели, скамеечки, ухоженная набережная. Здесь появится ограждение от общественного транспорта, можно будет гулять, отдыхать, смотреть на речку. Кстати, праздники, которые проводит центр традиционной культуры, здесь будут очень хорошо смотреться. Так, в принципе, и было, исторически сложилось.

Так сейчас выглядит проект благоустройства березовой рощи: ухоженные дорожки, скамейки и спуски к воде.

Еще одна площадка – это детский парк. По проекту — это детская площадка с деревянными конструкциями, которые будут способствовать разноплановому развитию ребенка. Конструкции для физических занятий, для игр, дорожки для катания на велосипедах и роликах и многое другое, что позволит детям каждый раз придумывать новые игры.

- Зачем вам такие хлопоты?

- Мне горько видеть, как такой замечательный поселок чахнет. В то время как в других городах местные жители могут принимать решения и менять ситуацию сами: менять облик городов, обустраивать придомовые территории, делать самих себя счастливее. Мне важно, чтобы ситуация начала меняться, не важно, кто именно и какими силами, средствами и грантами будет добиваться этой цели. Главное, чтобы начавшиеся  разговоры о благоустройстве не закончились установкой в центре города лебедей из автомобильных покрышек. Потому что у многих пока именно такое представление о благоустройстве территорий. И это не обвинение. Да, мне непонятно, как с такими ресурсами мы до сих пор не сделали Нюксеницу сокровищницей традиций или зелёным парком. Возможно, тому есть объяснение. Главное, чтобы это не было оправданием. 

- Что вы планируете делать в ближайшее время?

- Сейчас я создала группу ВКонтакте, где буду собирать единомышленников. Мы с одной девушкой-дизайнером начинаем работу над проектом детского парка. Приглашаем всех к обсуждению. Было бы здорово, если бы люди поверили, что мы можем развиваться, можем расти, что у нас в Нюксенице может быть приятно отдыхать.