Вологодский пасечник придумал собственную технологию пчеловодства

[ Общество ]

Летом этого года пчеловоды Вологодской области собрали в несколько раз меньше меда, чем в прошлые годы. О том, почему так получилось и как сейчас живется пчеловодам, мы поговорили с пасечниками из Грязовецкого района - Петром Максимовичем Соломицким и Лидией Александровной Роговой, хорошо знакомым вологжанам благодаря городским ярмаркам.

Пётр Максимович: - В Вологодской области, как я, никто не работает. Занимаюсь пчелами  уже восьмой год. В свое время, как и многие другие, я закончил курсы пчеловодов, прочитал огромное количество литературы, но… решил разводить пчел по-своему. Многие спрашивают: «Как ты это делаешь?», а как расскажешь, так начинается: «Да ну, и зачем тебе столько работы!».  Так зато и результат есть! В прошлый год я взял почти пять тонн мёда, а в этом, очень сложном году, где-то около тонны.

- Почему вы не стали использовать проверенную временем  технологию?

ПМ: - А все потому, что первые годы мы стали разводить пчел по книге и сидели без меда. Тогда думали, что хоть бы пчелы себе на зиму натаскали. Вся моя жизнь была связана с фермерством и поэтому я понимаю, как важен правильный подход в любом деле, поэтому я решил экспериментировать, и в результате родилась собственная технология пчеловодства.

- Из-за погоды?

ПМ: - Да, пчелам этим летом пришлось очень сложно, они летали день-два, а потом по две недели дома сидели, холодно им было.. Хорошо, что в августе теплая погода простояла полторы-две недели, тут они и начали хоть что-то делать. А то я уже начал переживать, им ведь и самим нужно мёда оставить, чтобы зиму кормиться. Для того, чтобы семьи из зимы выходили сильными, мы им в каждый улей до сорока килограммов меда оставляем.

- Я думала, они зимой спят.

ПМ: - Да что вы - не спят, они только собираются всей семьёй в один большой клубок, чтобы теплее было.

- И сколько у вас сейчас пчелиных семей?

ПМ: - Сто тридцать.

- Сто тридцать?! Так много? Вы планировали такой размах?

ПМ: - Нет, конечно, даже и в мыслях не было! В 2007 году я купил три улья, следующей весной заказал еще одиннадцать семей, ну а дальше уже сам начал разводить пчел.

Лидия Александровна: - Петр Максимович у нас к полумерам не привык. Если уж берётся за хозяйство, то ему нужен размах. До пчел у нас было свое фермерское хозяйство, больше ста голов свиней. Работы было не просто много, а очень, очень много, только картошки на корм садили семь гектаров. Но потом очень подорожали комбикорма, и это стало невыгодно… К нам потом долго еще за мясом обращались. И сейчас иногда спрашивают: «Не будете держать?» Но мы решили, что хватит.

Пойдёмте на пасеку, покажем вам наше хозяйство!


Мне выдали сетку, чтобы закрыть лицо и голову, и мы пошли через участок к высокому дощатому забору.


ПМ: - Недавно приезжал один начинающий пчеловод с севера, так я его отругал всего! Наши пчелопакеты покупают не только в Вологодской, но и в Архангельской области.

- Тоже пчёл хотел разводить?

ПМ: - Ну как разводить… Надо ему так, чтобы весной ульи поставить, а осенью забрать мед и всё!  Так я ему посоветовал: «Паренёк, если хочешь так, то лучше не связывайся с ними. Их надо, во-первых, любить, во-вторых, надо стараться для них. Если ты будешь стараться, то и они тебя порадуют, а если не будешь стараться, то ничего и иметь не будешь!» У нас учет ведется по каждому улью, открываешь книгу и видно, какая история у семьи, что делали с ульем месяц назад, а что вчера, ведь хозяйство большое, без учета никак.  Мы и так почти живем на пасеке…

ЛА: Да, работать приходится без выходных, ведь пчелы, как маленькие дети, их без присмотра не оставишь. Иногда уже в четыре утра на пасеке и, конечно, до позднего вечера. Но есть у нас и «каникулы», когда сезон заканчивается, пчелы ставятся в зимовник, и на 2-3 месяца можно сделать передышку, а дальше подготовка к следующему сезону.

 

Подходим к огороженной забором пасеке, Петр Максимович открывает ворота, и мы заходим на огороженную полянку, на которой стоит множество пчелиных домиков. Я, честно говоря, побаиваюсь.

 

- А пчёлы - они какие? У них есть характер? Как понять, что пчела может ужалить?

ПМ: - По поведению пчелы сразу видно, будет она сегодня злая или миролюбивая. Иной раз открываешь улей и дымить и не надо. Но уж если одна ужалит, то другие сразу слетаются на запах яда. Это у них защитная реакция такая.

ЛА: - Петр Максимович как-то чувствует пчёл, когда открываем ульи, то я всегда немножко подымлю туда, чтобы они разлетелись, а он откроет, посмотрит на них и уже знает, нужно ли дымить или пчела и так сейчас спокойна.

- Бывало так, чтобы вас сильно кусали?

ПМ: - Меня нет, а вон девушку (кивает на Лидию Александровну) в первый год да.  Получила она тогда, конечно!

- Сильно?

ЛА: - Да (сокрушенно кивает), но это было только один раз, мы тогда уронили рамку. Штук пятнадцать за раз укусили, я тогда не помню, как добежала до пруда, руки в холодную воду сунула, долго достать не могла…

 

Пока мы стоим и разговариваем между ульями, пчёлы летают вокруг и бьются с размаху мне в руки и о фотоаппарат.


 

- Ой-ой. Похоже, они меня в чём-то подозревают.

ПМ: - Не переживайте, они кусать не будут. Хотя сейчас, осенью, они, конечно, злее становятся. Летом они постоянно заняты. Такой гул стоит!

- Да и сейчас, вон, вокруг так и летают…

ПМ: - Что вы! Это капля в море, в жару гул издалека слышно!

- Соседи не жалуются?

ПМ: - Слава богу, нет. Потому что у нас все организовано по уму. Мы поставили пасеку с южной стороны деревни, потому что пчела обычно летает на юг, а сразу за пасекой находятся наши поля. Здесь мы засеиваем почти десять гектаров цветов-медоносов: синяк, фацелию, желтый и белый донник. Поэтому пчёлам просто незачем летать в деревню. 

- Вы говорите, что хлопот с пчелами много, а что именно приходится делать? Я всегда думала, что они всё делают сами.

ПМ: - По своим чертежам я делаю ульи и обустраиваю специальные помещения на самой пасеке, чтобы было удобно собирать мед и делать ежедневную работу. По весне трактором очищаем пасеку, дальше засеиваются поля, ульи выводятся из зимовки, снимаем щиты с ульев и даём пчёлкам облететься. Погода наладится, расставляем ульи по местам. И пошло дело. Перво-наперво пересаживаем все семьи в чистые ульи, проводим сортировку семей, пока с этим закончим, приближается уже середина мая, когда начинаем формировать пчелопакеты, то есть семьи, на продажу. Потом, к десятому июня, уже собираем первый майский мёд. Дальше нужно следить, чтобы у всех равномерно и своевременно шло червление, чтобы не роились раньше времени, своевременно менять рамки и еще очень и очень много других дел, так что пчелам без нас никак…

- А бывает, что пчёлы болеют и их приходится лечить?

ПМ: - Болезней у них много и первым делом они начинаются, если семьи не пересаживать в чистые ульи. Кто рамки не меняет, у тех пчелы болеют.  Вот поэтому у меня для каждой семьи заготовлено по 3-4 улья, которые я все время меняю.

- Говорят, что у пчёл ещё и породы разные?

ПМ: - Конечно! Чистопородных, правда, сейчас нигде не найти, хоть и выдают сертификаты за породу.

- Чем отличаются разные породы? Цветом или может лохматостью какой-нибудь?

ПМ: - Пчелы, конечно, могут и по  цвету отличаться, но главное другое. Среднерусская пчела, например, может просидеть в улье без вылета 220 дней, а карпатка уже только 170 дней. У других пород этот период еще короче, поэтому они у нас не выживают, в нашем крае ведь до восьми месяцев холодов бывает. Вот сейчас закроем ульи к ноябрю, и даст бог, только в марте откроем, если солнечно будет. Считайте, это получается уже пять месяцев – 150 дней. Впритык! Из-за этого мы и держим только карпатку и среднерусскую породы.

- Как вы считаете, пчёлы умные?

ПМ: - Очень даже умные. Пчела у себя в доме всё знает. У неё ведь как всё начинается: только родилась пчела, у нее идет цикл: греть расплод, кормить личинок, чистить улей, чистить ячейки, кормить матку, лететь за нектаром. Летняя пчела живёт до 45 дней, и каждый день у неё расписан.

ЛА: - Такая труженица!

- То есть не зря говорят: «Трудолюбивый, как пчёлка»?

ПМ: - Конечно! Ты только способствуй ей, а она сама делает всё.  Только помоги ей, рамки вовремя подай, вовремя гнездо расширь. Она и сама бы это всё сделала, но зачем отвлекать ее от главной работы.

- А можно ли приручить пчелу?

ПМ: - Дикая пчела и есть дикая. Мне один говорит: «Пчела хозяина должна знать!» А на самом деле человеку просто удалось посадить ее в улей. Да и сама посуди, как она может хозяина узнать, если за лето выводится шесть поколений пчелы. Из одной ячейки пчелы выходят шесть раз!

ЛА: - Самое главное в пчеловодстве наладить правильный цикл: выходит расплод, новый закладывается.

ПМ: - Надо чтобы обязательно была молодая пчела. Старая пчелка, которая приносит нектар в улей, отдает ее молодой, а та уже закладывает, перерабатывает и делает мёд из нектара. Если не будет достаточно молодых пчел, то принимать мед будет некому, старые так и ходят с этим нектаром в зобике по улью. Так и получаются потери. Всегда нужно уделять особое внимание тому, чтобы в семье были все поколения, и тогда они вместе работают, как слаженный механизм.

- Ну, вы с ними уже на одном языке. Не удивлюсь, если вы с ними разговариваете.

(оба смеются)

ЛА: - А как без этого? Что-нибудь делаешь в улье и непроизвольно говоришь: «Ну-ка, девоньки, тихо там!» Без разговора никак, если любишь свое хозяйство.

- Вам нужно разрабатывать своё пособие о том, как вести пчеловодство в наших северных условиях. Книгу можно писать!

(отмахиваются)

ПМ: - Скажешь!

ЛА:  - Не надо! К Петру Максимовичу многие приезжают за опытом, а потом послушают и отмахиваются: «У-у, как много хлопот!». Всем надо быстрей. А у нас всё лето занято. Он за ними очень следит. Мы с утра приезжаем, он сразу на пасеку. Часам к девяти приоткроет листы, вдруг прохладно станет или что, сбегает, прикроет, и вот так не один раз за день, потому что очень бережет их. Я, конечно, все равно на подхвате, но это всё он придумывает. Вот и сеялку сам придумал, чтоб траву сеять.

ПМ: - Раньше мы по старинке рукой кидали, - показывает размашистым движением. - А потом придумал сеялку. Принцип рюмки, знаете? Которая удобрения в колхозе разбрасывает. От старой сеялки одну секцию отрезал и сделал. От стеклоочистителя прибор взял, подключил, он крутит и подает семена, а тут двигатель стоит, тарелка, она и раскидывает.

- Вы изначально кто по профессии?

(хохочут)

ПМ: - У меня много профессий, и опыт всех пригодился! Изначально я учился на плотника, а потом попал в колхоз, начинал в Вохтоге, потом переманили сюда, в «Аврору».

ЛА: - А я работала дояркой в нашем колхозе, поэтому уже привычная к тяжелому труду и работой меня не испугать. С Петром мы, наверное, уже лет двенадцать вместе, вместе фермерством занялись, теперь вот ульями…

- Как опытные пчеловоды подскажите, как покупателю отличить настоящих пчеловодов от ненастоящих?

ЛА: - Мы, когда начинали, даже не знали, что бывают какие-то «ненастоящие» пчеловоды, ведь всегда хочется людям верить. Поэтому когда столкнулись с этим вопросом, было очень неприятно за репутацию вологодского меда и обидно за покупателей таких пасечников.

Некоторые заведут пару ульев, получат сертификат производителей, а сами потом перекупают южный мёд и продают как свой.

Есть «пасечники», которые изо дня в день торгуют медом, при этом утверждая, что это их собственная пасека. Конечно возникает вопрос, когда же он работает на пасеке, ведь я уже говорил, что пчел без присмотра не оставишь, мы можем позволить себе отлучиться с пасеки на ярмарку всего на пол дня в неделю.

Очень жаль, что из-за таких людей у покупателей пропадает доверие к настоящим пчеловодам. Поэтому я советую покупать мед у проверенных пчеловодов, а лучше приехать на пасеку и все увидеть своими глазами.

- И последний вопрос, скажите, существуют ли какие-то секреты хранения меда?

ПМ: - Конечно, при правильно подобранных условиях хранения мед будет радовать очень долго. Обычно мед хранят в темном сухом месте, самый лучший вариант - это закрытый шкафчик на кухне. Больше всего мед боится перепадов температур и влажности, и, конечно, после покупки мы всегда советуем переложить мед в стеклянную банку.