Как живется учителю в современной школе

[ Общество ]
Автор:
Елена Петряева

На вопросы корреспондента NewsVo ответила преподаватель истории и обществознания одной из вологодских школ.

С начала сентября мы пытались найти учителя, который бы рассказал, как живется педагогу в современной школе: каким требованиям он должен соответствовать, какие у него проблемы и какие радости. Но все, кого мы спрашивали – а опросили мы более десятка вологодских учителей – отказывались официально давать интервью. «Нам же еще работать в этой системе!» - оправдывались они. Но тут же добавляли: «Вы только обязательно напишите про электронные дневники!» или «Я и сама собираюсь уходить, не выдерживаю, но пока не ушла, интервью дать не смогу». В итоге один педагог согласилась поговорить с нами, но на этапе согласования текста попросила на всякий случай не публиковать ее имя.

-  Как учитель, знающий школьную жизнь изнутри, помогите разобраться. Я сейчас буду задавать много вопросов, возможно, какие-то из них совершенно дурацкие, но они есть, и хочется найти на них ответы. В последние несколько лет родители школьников часто жалуются: «Почему нам приходится делать уроки вместе с детьми? Почему родители обязаны готовить с детьми какие-то проекты? В нашем детстве родители вообще не касались уроков». Помогите разобраться в том, что сейчас происходит в системе образования: может учителя решили свалить часть своей работы на родителей или это родители излишне балуют своих детей?

- Действительно, сейчас родители стали более вовлечены в учебу ребенка. Это связано с тем, что изменился ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.

- В чем же главное отличие нового стандарта от старого?

- Если раньше задачу перед учениками ставил учитель, то сейчас дети сами должны формулировать учебную задачу в начале каждого урока. Это изменение очень сильно меняет весь учебный процесс. Например, если раньше учитель мог начать новую тему так: «Сегодня тема нашего урока «Петр I» и просто рассказывал. То сейчас педагог должен сначала заинтересовать детей темой, чтобы они сами сформулировали учебную задачу. Например, он может показать им старые географические карты или рисунки первых кораблей, а когда ученики начнут задавать вопросы «Что это за корабли?», «Как появился российский флот?», то учитель должен сделать так, чтобы дети сами сформулировали, что они должны выяснить в ходе урока. Это непросто! Представьте, что вы утром приходите на работу, а вас на входе встречает начальник и спрашивает: «Какая у вас сегодня рабочая задача на день?» А ребенок должен формулировать учебную задачу на каждый урок.

- Учителям стало труднее работать?

- Да. Особенно тем, кто тридцать лет работал по одной системе, а сейчас должен переписывать все планы своих уроков. Времени на подготовку к каждому уроку уходит больше. Поэтому за последние пять лет, как раз с введением этих новых ФГОСов, из школ ушли очень многие учителя, проработавшие там десятки лет.

- Детям теперь тоже тяжелее учиться?

- Малыши, которые сразу стали учиться по новым стандартам, адаптируются достаточно легко, а вот старшеклассникам, которых изменения застали уже к завершению школы, конечно, какое-то время пришлось перестраиваться.

- То есть задачи усложнились, и родители теперь обязаны разъяснять детям то, что те не успели понять в школе?

- Часто нужно просто помочь ребенку разобраться в формулировке задания. Обсудить с ним пройденный материал. Иногда что-то сделать вместе. Например, у меня есть младший брат, сейчас он учится в средней школе. А когда он был в третьем классе, им однажды дали задание на дом - собрать электрическую цепь: источник питания, проводки, лампочку – реально действующие. Понятно, что ребенок сам не сможет это сделать, у него элементарно нет проводков, лампочки и так далее. Такое задание предполагает, что родители будут делать его вместе с ребенком, будут вместе разбирать непонятные моменты. Когда я училась в школе, такое задание могли дать только в старших классах и, конечно же, помощь родителей была не нужна, а сейчас - в третьем классе. Ребенок уже в таком возрасте усваивает сложный материал. Правда, пока брат учился в младшей школе, у нас дома каждый вечер чуть ли не жребий бросали, кто сегодня с ним делает домашнее задание.

- Современное образование часто критикуют. Мол, дети тупеют, не знают элементарных вещей.

- Я уверена, что это не так. Дети очень сообразительные и схватывают налету. Я считаю, что качество образования не ухудшилось. Но вот учителям стало труднее – это факт! И я сейчас рассказала только об одном из многочисленных изменений. Требования к педагогам ужесточились. Например, сейчас, чтобы повысить свою категорию, учитель должен соответствовать 102 критериям.

- Это чтобы повысить свой профессиональный уровень?

- Ну да. И чтобы зарплата стала на тысячу рублей больше.

- Какие это критерии?

- В первую очередь, рост успеваемости учеников. Следующий критерий: участие детей в конкурсах городских, областных и федеральных, и призовые места, которые дети занимают. Например, невозможно получить высшую категорию, если среди учеников нет победителей российского уровня.

- Это должны быть победы на олимпиадах именно по вашему предмету?

- Да.

- А вот эти многочисленные творческие конкурсы, которые проходят на школьном и городском уровне? Учителю засчитывается участие детей в конкурсах рисунков, например?

- Засчитывается, но не скажу, что существенно. Это отражается на оплате труда педагогов в качестве стимулирующих выплат. В каждой школе есть своя система начисления дополнительных баллов по различным направлениям. Допустим, занял ученик какое-то место на городском творческом конкурсе – учителю добавят один балл. А один балл в этой школе, например, может равняться пяти или двадцати рублям. За месяц различных стимулирующих выплат может накапливаться от 300 рублей до 2-3 тысяч.

- То есть вот зачем дети должны постоянно в конкурсах участвовать?

- Не думайте, что это все нужно самим учителям. Это же целая система. Учителю дает задание заместитель директора по воспитательной части: «Завтра у вас должно быть 30 рисунков на городской конкурс. Ваш класс участвует». Заму сказал директор. Директору позвонили из департамента образования… Может быть, это некрасиво говорить, но с 70-летием Победы в этом году… Это уже было слишком. Писали сочинение, конкурс плакатов, посещали ветеранов. Это все строго в обязательном порядке. Помимо этого педагоги должны были участвовать в профессиональных конкурсах. Особенно тут досталось историкам. Им нужно было проводить мастер-классы по проведению уроков на тему Великой Отечественной войны и так далее. Учить было некогда. Оставалось только участвовать в конкурсах как педагогу и готовить детей на конкурсы, а уроки вести было некогда.

- Почему же педагоги не возмущаются?

- Что вы! Педагоги, особенно пожилые, все эти нововведения встречают в штыки и просто вынуждены уходить из школы. Сейчас ведь еще появились электронные дневники. С ними тоже все не так просто.

- Что же там сложного?

- Электронные дневники ввели уже везде. Пожилым педагогам прошлось в срочном порядке осваивать компьютеры. Сейчас если какая-то школа не заполняет электронные дневники, то ее штрафуют.

- То есть школе приходится выплачивать штрафы?

- По сути, их выплачивают учителя. Но это может зависеть от школы. Чаще всего, такие штрафы выплачиваются из фонда стимулирующей оплаты труда учителей. Из того самого, откуда начисляются бонусы за победителей олимпиад, например.

- А еще штрафы какие-то есть?

- Много разных. Сейчас, например, с января по май все школы города проверяли три организации: департамент образования, прокуратура и Роспотребнадзор. Это была внеплановая проверка. Смотрели, соответствует ли действительности расписание, соблюдается ли расписание звонков, измеряли линейкой расстояние от первой парты до доски, чуть ли не с белым платком везде проходили. И если находили какие-то нарушения, то школу штрафовали. Деньги вычитались из этого фонда стимулирующей оплаты и, соответственно, из учительской зарплаты. Очень многие педагоги, не выдержав этого, уходят. Сейчас идет такой отсев преподавателей с большим стажем. Те же самые электронные дневники для многих стали проблемой. На их заполнение уходит час-полтора.

- Каждый день?

- Да, если учитель ведет предмет в нескольких классах. Кроме того, на этом сайте, где заполняется дневник, могут находиться не более 300 педагогов одновременно. Фактически, это две большие городские школы. И если ты заходишь триста первым, то система тебя не пускает, приходится ждать. В течение рабочего дня оценки можно выставить достаточно быстро. А когда конец четверти и нужно выставить итоговые оценки за контрольные работы, то это нереально. Я завожу будильник на три часа ночи, до пяти утра выставляю, а потом иду на работу. Часто еще эта система работает нестабильно: вводишь логин, пароль, ставишь оценку, а тебя выкидывает на начальную страницу. Снова вводишь логин, пароль… И так несколько раз. Никаких нервов не хватает.

- Чтобы родители не всполошились: «Ага, учителя зарабатывают на победах наших детей!», вы могли бы рассказать, из чего вообще состоит зарплата учителя, и какая она сейчас?

- Средняя зарплата работников сферы образования в регионе официально обнародована –это 27 тысяч рублей, но это без вычетов налогов. И это такая средняя «температура по больнице». Именно у меня, например, никогда до этой суммы дотянуть не получалось.

Ставка – 3 150 рублей. Это несгораемая сумма за работу учителем минимум 18 часов в неделю. Далее к ней прибавляются проценты, коэффициенты и различные бонусные баллы.

Например, у учителя высшей категории оклад умножается на коэффициент – 1,6. Далее идет областной коэффициент – 1, 56.

Есть надбавки за стаж: от 0 до 3 лет – 12%, 4 года – 10%, 5-15 лет – 30%, более 15 лет – 60%.

Есть, например, еще надбавка за проверку тетрадей – 5%. Это примерно 250 рублей в месяц. Столько же доплатят, если за учителем закреплен кабинет, в котором он следит за порядком. За классное руководство 15% - 750 рублей. У меня эта сумма, например, уходит на звонки родителям. За подготовку к ЕГЭ выпускных классов – 5% - 250 рублей.

То есть при высшей категории, классном руководстве, большом стаже, выпускниках, тетрадях и нагрузке более 18 часов в неделю в итоге за месяц может набраться примерно до 25 тысяч рублей.

Плюс стимулирующие выплаты, о которых я говорила ранее. Если ученик займет первое место по городу, то начислят, допустим, 10 баллов. За дежурство класса по школе без замечаний – 1-2 балла. С замечаниями – минус 1 балл. Если дети сдадут ЕГЭ на 70 баллов и выше – начислят 10 баллов, если кто-то из учеников напишет тест ниже порога проходимости – минус 10 баллов. Также, в зависимости от школы, баллы могут начисляться, например, за организованное питание класса, когда педагог должен собирать с учеников деньги на обеды.

- Суровая жизнь сейчас у педагогов.

- Да, в общем-то, нормальная жизнь. Зато сейчас приветствуются различные нововведения в преподавании. Учитель сам может придумывать и использовать удобные для него методы работы на уроках. Главное, чтобы оценки учеников при этом были хорошие. Минусы есть, но есть и плюсы.


В тему:

Заслуженный учитель России, преподаватель истории московской гимназии № 1567 Тамара Эйдельман рассказала о том, что происходит c образованием и к чему это приведёт.

Фото: www.dealingwithbullying.com