Четверо вологжан принимают участие в предвыборной кампании в Костроме

[ Политика ]
Автор:
Иван Беляев

Макар Соколов, Лариса Трубицина, Сергей Седякин/ фото: vk.com/id30908612

Демократическая оппозиция выбрала несколько регионов для подготовки к думским выборам 2016 года, но пока всё идёт не очень гладко: отказы в регистрации и задержания активистов. Досталось и нашим землякам…

Этой весной потерявшая регистрацию «Партия прогресса» Алексея Навального и «Партия народной свободы» (её нынешним руководителем является Михаил Касьянов; Владимир Рыжков покинул партию, а Борис Немцов убит) объявили о создании так называемой «Демократической коалиции». Целью объединения было участие в нескольких выборах в регионах, что, в свою очередь, преследовало две задачи: кроме самого прохождения в местные парламенты коалиция рассчитывала обкатать технологии и обучить волонтёров перед выборами в Государственную Думу.

Всего в сентябре состоятся выборы в 11 регионах. «Демократическая коалиция» объявила об участии в трёх областях: Новосибирской, Калужской и Костромской. Особняком стоит Магаданская область, где группа сторонников Навального решила выдвинуться самостоятельно.

«Мы с самого начала сказали, что мы воспринимаем всю эту кампанию в контексте выборов 2016 года в Госдуму. Никто же не говорит: «Измени Россию, начни с Калуги». В Москве это имело смысл говорить, а эти региональные кампании не являются самоцелью и существуют в контексте 2016 года. Мы не скрываем, что мы тренируемся, учимся управлять кампанией, которая идет в большом количестве регионов сразу, учимся строить штабы, координировать их деятельность, потому что мы никогда этого не делали», - рассказал в недавнем интервью один из руководителей кампании Леонид Волков.

Для определения кандидатов была использована система предварительного голосования среди сторонников оппозиции. «У нас будет конкурентный механизм – праймериз. Если мы рассуждаем про условный Воронеж или Москву, вот жители Москвы или жители Воронежа смотрят на кандидатов, которые участвуют в дебатах, рассказывают, почему Петров, а почему не Иванов, после чего эта конкурентная процедура включается, и люди сами формируют самый настоящий народный список. То есть не я, не Касьянов и не какие-то партийные боссы назначаем людей. Мы все вместе сами решаем, кто должен быть наш «список мечты», формируем его, а потом работаем на него на выборах, а потом эти люди представляют наши интересы в думе» - поясняет Алексей Навальный


Съезд ПАРНАСа/ Фото: styazshkin.livejournal.com/1196350.html

Несколько вологодских активистов решили принять участие в костромской кампании. Внешне столица соседней области даже похожа на Вологду, рассказывает председатель регионального отделения «Парнаса» Лариса Трубицина: «Патриархальный город, мост через Волгу в Заречье, жителей которого только недавно стали считать городскими. Красивая историческая застройка в центре вызывает острую зависть. 270 тысяч жителей, почти как у нас, и среди них такое же множество бюджетников. Рабочих мест в реальной экономике мало, молодёжь нам жаловалась в основном на отсутствие возможностей».

С другой стороны, отмечает Лариса, политически Вологда и Кострома далеки друг от друга. «Мы общались с костромичами много и предметно, как это всегда бывает при сборе подписей. Примерно каждый двадцатый искренне поверил пропаганде про вездесущий Госдеп и масонов и ставит в этот бредовый ряд ещё и мою партию. В Вологде настолько охваченных пропагандой людей я не встречаю. Ну, то есть понимаю, что они есть, но в целом информационный террор с голубых экранов у нас гораздо менее эффективен - вологжане более скептичны. В Вологде, по нашим опросам, за год до выборов каждый десятый поддерживает или ПАРНАС, или «Партию Прогресса». В Костроме на начало агитации поддержка демократических партий по ощущениям ниже», - говорит она.

«Полиция и администрация города ведут себя не так как у нас. На каждый куб, который у нас был заявлен как пикет, приходил местный участковый и представитель администрации, и они находились там до самого конца, то есть, ходили рядом с нами по четыре часа. При этом полицейский каждый раз предупреждал о недопустимости нарушения закона «о противодействии экстремистской деятельности». В Вологдe я с таким не сталкивался», - рассказывает активист «ПАРНАС» Макар Соколов.

Кстати, именно Макар чуть не нажил неприятности, собирая подписи за список «Демократической коалиции». В одном из домов местный житель грубо вытолкал его из подъезда и пригрозил вызвать полицию. «Я связываю нападение на Макара Соколова во время сбора подписей именно с кампанией натравливания одних россиян на других, которую ведёт наше с вами государство», - говорит Лариса Трубицина.


Участковый предупреждает Макара Соколова о недопустимости занятия экстремизмом во время сбора подписей/ Фото: vk.com/makarsokolov

Руководители предвыборных штабов считают региональный опыт 2015 года успешным: по их словам, удалось вывести координацию усилий на принципиально новый уровень. Их работу высоко оценили и независимые наблюдатели – так, об этом пишет известный политолог Александр Кынев. Однако в избиркомах «Демократическая коалиция» наткнулась на уже привычные рогатки: в Новосибирске подписи были забракованы комиссией, в основном – по заключению миграционной службы. И, хотя на этапе рассмотрения разногласий выяснилось, что база ФМС изобилует ошибками и не обновлялась почти год, большую часть отклонённых подписей коалиция не отспорила.

В Костроме всё пошло ещё хуже. Там лидер местного «Парнаса» Андрей Пивоваров попробовал заранее проверить список подписей в полиции. В итоге… он был задержан прямо в отделении, а вскоре после этого арестован сроком на два месяца за попытку «незаконного доступа к персональным данным». Вместе с ним под арест помещён один из полицейских.

В среду у Свердловского суда в Костроме прошли одиночные пикеты с требованием освободить Пивоварова. Пикеты в его поддержку прошли также в Москве, Петербурге, Смоленске и Нижнем Новгороде.

Пока промежуточные итоги таковы: в Новосибирске и Магадане списки коалиции не зарегистрированы, в Калуге и Костроме работа продолжается

«Я много раз была свидетелем, как плохое решение отменялось под давлением общества. Я уверена: регистрация или нерегистрация кандидатов на выборах зависит от нас. От меня, от тебя, от одного-двух членов избиркома, не утративших совесть, от той пожилой костромички, которая дала мне подпись и дорожит своим избирательным правом, от знакомого студента, который интересуется механизмом выборов, от жителей Буя, которые давно хотят альтернативы власти, от полицейского, который откажется выполнять незаконный приказ», - считает Лариса Трубицина.


Макар Соколов и Лариса Трубицина/ Фото: vk.com/parnasvologda

Как уже сказано выше, оппозиция рассматривает эти выборы как стартовую площадку перед думскими выборами 2016 года. Одновременно с ними, кстати, состоятся и выборы в Законодательное Собрание нашей области.

«Коалиция очень хорошо себя показала в Костроме, там были московские, вологодские, питерские, ярославские и местные активисты от нескольких коалиционных партий. Все мы там хорошо собирали подписи и неплохо провели агитацию. В Вологде в следующем году надеюсь увидеть что-то похожее на костромскую кампанию, только нам придётся собрать больше подписей», - поясняет Макар Соколов.

С точки зрения Ларисы Трубициной, пробным кампаниям 2015 года помогает мощная поддержка федеральных СМИ. «Если мы в Вологде не получим такую же через год, нас можно будет снимать с выборов, сажать, и пока не начнут отстреливать, информационное поле из последних полутора свободных СМИ никак не отреагирует. Нам очень нужен приоритет, какой получили в этом году Кострома, Новосибирск, Магадан и Калуга», - говорит она. 


Селфи команды волонтеров костромского штаба РПР-Парнас/ Фото: vk.com/wall3686745_129015

Иван Беляев