Режиссер «Белорусского вокзала» - вологжанам: Телевизор я уже несколько лет не включаю. Это вредно для здоровья.

[ Культура ]
Автор:
Любовь Южакова

Режиссер «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов встретился с вологжанами на Пикнике кинофестиваля VOICES. Андрей Сергеевич рассказал о роли Вологодской области в жизни своей семьи, о цензуре кино в советское время и поделился мнением о «Левиафане» Звягинцева.

Почетный гость фестиваля около 40 минут отвечал на вопросы вологжан. Оказалось, что судьба деда известного российского режиссера была тесно связана с Вологодской областью.

- Мой дед по отцу - инженер-электрик Сергей Алексеевич Смирнов. Он стал инженером еще до революции, в гражданской войне не участвовал, но работал с большевиками. Был человеком абсолютно аполитичным, но тем не менее умудрился трижды загреметь в тюрьму. И вот в последний раз, когда он уже был в почтенном возрасте, в 1942 году, оба его сына были на фронте, его загребли по политическому делу, по доносу одного из его коллег. Дед на пять лет попал в лагерь в Мордовии. Пока его сыновья воевали, он сидел. В то время была такая форма наказания – «минус сто городов». В крупнейших городах России он не имел права жить. У него была специальность, связанная с металлургией, лет десять или восемь он жил в Макеевке на Украине, там был крупнейший металлургический комбинат. А потом переехал в Череповец, там он работал лет десять, и я первый раз был в Вологде с отцом, писателем Сергеем Сергеевичем Смирновым, а потом мы несколько дней провели в Череповце, у деда с бабкой.

Второй раз Андрей Смирнов приезжал в Вологду тоже вместе с отцом, когда тот собирал материал для своей книги «Брестская крепость»:

- Он тогда искал участников обороны Брестской крепости. В Вологде жил один из них, Анатолий Виноградов, кузнец, это был очень красивый человек, русский мужик с прекрасным лицом. Я с удовольствием вспоминаю вечер, проведенный у него в доме. Мне было в ту пору лет четырнадцать, именно тогда я чуть ближе познакомился с Вологдой.

Творческая карьера Андрея Смирнова была непростой, часто в ней возникали большие перерывы из-за конфликтов с советскими властями – работе мешала цензура:

- Первая моя самостоятельная картина называется «Ангел», снята она была по рассказу Юрия Олеши, по материалу о гражданской войне. В ней снялся ряд выдающихся артистов: Николай Губенко, будущий министр культуры СССР, главную роль играл Леонид Кулагин, там же дебютировал великий русский артист Георгий Бурков. Рука у меня оказалась счастливой, многие дебютировавшие в ней актеры стали знаменитыми. Но картина загремела на полку на 20 с лишним лет. Негатив ее исчез: то ли его потеряли, то ли  отмыли специально, меня лишили работы. Она была сделана на материале гражданской войны, я попытался посмотреть на нее не так, как у нас было принято,  а как на трагедию народа, две половины которого столкнулись. Вот за это я и получил по рукам, это было воспринято как недопустимый совершенно подход. После этого года три, наверное, мне не давали вообще работать.

Как рассказывает режиссер, единственный фильм в его жизни, не тронутый цензурой - «Жила-была одна баба», который он снял в 2009 году, поэтому и за его достоинства, и за его недостатки отвечает только он.

- Я убежденный сторонник либерализма и демократии. Уверен, что Россия рано или поздно все равно никуда не денется и встанет на этот путь. Во всем мире есть всего стран пятнадцать, где люди живут хорошо, не мешая друг другу, выбирая тех, кого хотят. И во всех этих странах либеральная экономика и парламентская демократия. Другого выхода нет, все остальные способы дают или Северную Корею, или Ирак, или какое-нибудь исламское государство, и ничего Россию на том пути, на котором она сейчас находится, ничего хорошего не ждет. Я убежден в этом. Телевизор я уже несколько лет не включаю. Хватит. Это вредно для здоровья.

Андрей Смирнов также поделился своим мнением по поводу «Левиафана» Андрея Звягинцева:
- Левиафан» показывался и во Франции, и в Америке. Фильм попал в открытый прокат, шел с огромным успехом. Это небеспочвенно: картина сегодняшней России там довольно адекватная. Если вы не смотрели этот фильм, посмотрите обязательно, он здорово сделан. Звягинцев замечательный художник, талантливый парень.

Встречи с известными киноспециалистами на фестивале VOICES продолжатся и в воскресенье. В 11 утра в «Красном углу» состоится мастер-класс бессменного директора Государственного Центрального Музея кино Наума Клеймана. В 14 часов там же перед вологжанами выступит Николя Рончи – известный в мире кастинг-директор фильмов.

Сюжет:
VOICES 2015
Фото: newsvo.ru