Спектакль из Вологды об Эдит Пиаф взял гран-при международного фестиваля

[ Культура ]
Автор:
Ирина Казанкина

Вологодский Камерный театр стал лауреатом международного фестиваля моноспектаклей «Albamono-2015»,  который проходил с 25 по 30 мая в культурной столице Албании  - городе Корча. Гран-при жюри достался постановке Якова Рубина «Это я – Эдит Пиаф!».  Играет в нем заслуженная артистка России Ирина Джапакова.

 - Так, как принимали наш спектакль, это была фантастика, - вспоминает она. -  Такого приема даже предположить невозможно! Это был какой-то визг, слезы, аплодисменты! Внутри спектакля зрители, конечно, пытались за песни меня благодарить, но понимали, что это драматический спектакль, слушали дальше, хотя ни слова не понимали. Видимо, какие-то вещи понимаются на другом уровне. Может быть, многие знали историю Пиаф и угадывали, что там происходит - я там шла от песни к песне. Какой-то восторг был неописуемый!

Спектакль о Пиаф родился чуть больше года назад – премьера состоялась в конце марта 2014.  Каждый моноспектакль в Камерном театре – это исключительно желание актера. И история по мемуарам легендарной французской певицы – не исключение. Сыграть Пиаф было давней мечтой Ирины Джапаковой:

 - Меня всегда тянуло к таким характерам: вот этот комок воли, стремление жить вопреки всему – она не была создана для жизни вообще и родилась как-то случайно, и благодаря голосу и своей воле она дожила до 47 лет. И она прожила огромную жизнь, как будто дожила до 80 лет, судя  по количеству событий и тому, что она сделала с миром своим голосом. Из нее обычно делают трагическую личность. Но она же была хохотушка, она была хулиганка! От нее я научилась радоваться жизни, ловить моменты счастья.

Мемуары певицы в пьесу оформила драматург Нина Мазур, но песни выбирали вместе - режиссер и актриса. И, возможно, скоро в постановке появятся новые мелодии:

- Сейчас я работаю над «Милордом». То есть планировалось, что там еще будет «Милорд», но мы пока  не придумали, где эта песня будет. Может быть, мы ее разобьем, может, придумаем что-то еще. Пока она существует как лейтмотив.

Во время фестиваля в Албании «Пиаф» игралась дважды – в театре в Корче и в ДК в городе неподалеку. Важнейшую для спектакля декорацию – стену, где рисует главная героиня, организаторы соорудили специально для вологодского спектакля.

 - В театре ее сделали из больших деревянных щитов, и там было что-то нарисовано и смыто, и получилась атмосфера, как будто под мостом в Париже нарисовано граффити и смыто дождем. А когда нас попросили сыграть второй раз  - в ДК, мы спросили: как нам эти щиты с собой везти? А нам сказали, что там все есть. И мы заходим в зал, а посреди сцены - стена из свежеструганных досок, то есть они специально сделали эту стену, - рассказывает Ирина Джапакова про отношение к участникам фестиваля.

Организаторы очень интересно продумывают и площадки для моноспектаклей. Ими становятся не только разные сцены, но даже храмы:

 - При нас актриса из Сербии играла в храме спектакль про медсестру  в Первой мировой войне, про русскую женщину, кстати. А вот на предыдущем фестивале одной из площадок стал старинный храм, кажется, 12 века. Там играли Достоевского.  

Помимо Сербии и России в этом году на фестиваль свои работы привезли участники из Албании, Черногории, Хорватии Косово и Македонии. Эта последняя постановка больше всех запомнилась делегации вологодского театра:

 - В день закрытия фестиваля был спектакль из Македонии, играл молодой актер. Это специально написанная македонская драма про парня, который работает в Оперном театре с такой интересной криминальной интригой. И этот актер  потрясающе пластичен – у него был пластический авангардный номер внутри спектакля, он потрясающе нервный, темпераментный, красивый – вообще фантастика. Он пел рок, ему еще помогали трое музыкантов. И вот после этого выступление началось подведение итогов – и дают гран-при мне. Если бы я была в жюри, я бы, конечно, отдала его этому парню.

Но жюри решило иначе – и на Камерный театр посыпались приглашения на другие фестивали:

 - Мы получили очень много приглашений. Вплоть до того, что – на фестиваль же обычно приглашают за год - а тут сказали: "У вас есть «Федра»? Всё, в конце июля вы должны быть у нас в Македонии на фестивале античной драмы". Мы сказали, что, к сожалению, не сможем. «Тогда в следующем году вы будете открывать наш фестиваль!».

В ближайших планах Камерного театра – участие в фестивале «Четвертая Вологда» со спектаклем по прозе Варлама Шаламова «Отче наш». Посмотреть его будет можно 18 июня.

Фото: Ирина Сорокина/vk.com/chamtheatre, Фото: Festim Tomori/ www.facebook.com