Вологодские предприниматели: формальности ЕГАИС убивают лесной бизнес

23.03.2018 [Экономика]
Наталья Рюмина

В прошлом году в Вологодской области было заведено 45 административных дел за транспортировку леса без оформленного должным образом сопроводительного документа, судом были привлечены к ответственности 26 человек. А пока предприниматели ждут суда, на их технику и лес, как правило, накладывают арест, даже если в сопроводительный документ закралась незначительная ошибка. Это наносит серьезные убытки бизнесу.  

Благими намерениями

28 декабря 2013 года в лесной кодекс были внесены изменения Федеральным законом № 415. Они касались, в частности, учета древесины.

«Законом были внесены несколько изменений, и вступали они в силу поэтапно. Первое изменение касалось наличия сопроводительного документа при транспортировке древесины. Данное требование вступило в силу с первого июля 2014 года. Ответственность за нарушение этих требований наступала с 1 января 2015 года», - пояснил начальник управления организации Федерального государственного лесного надзора департамента лесного комплекса Вологодской области Алексей Евстафьев.

Если у индивидуального предпринимателя при транспортировке древесины не будет с собой сопроводительного документа, на него может быть наложен штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а на юридическое лицо - от 500 до 700 тысяч рублей по статье 8.28.1. Кодекса об административных нарушениях.

«Прежде всего, целью создания системы была борьба с незаконными рубками. Суть системы очень простая, в ней содержатся все правоустанавливающие документы на древесину. Так, если право собственности на древесину возникло при заготовке древесины, либо по договорам купли-продажи, либо по договорам аренды, эту информацию вносят в ЕГАИС сотрудники департамента лесного комплекса. Если лицо приобрело у кого-то древесину уже заготовленную, то информацию в декларацию о сделках с древесиной вносит продавец древесины и ее покупатель», - пояснили в департаменте лесного комплекса.

Такая система позволяет отследить все движение леса, начиная с делянки. 

«При перевозке древесины должен быть сопроводительный документ на транспортировку древесины. Если сотрудник ГИБДД или лесной инспектор будут проверять древесину, можно всегда посмотреть по системе ЕГАИС, откуда она», - гооврят в департаменте.

Фото erarzn.ru

Цена ошибки

Однако система выглядит складно только на бумаге. Она должна была сократить масштабы браконьерства, но в реальности мало помогает выявлять черных лесорубов, так как нацелена только на ИП и юридические лица, а черными лесорубами часто оказываются и простые граждане.

«Формально, даже если есть незначительное нарушение в оформлении сопроводительных документов, должен быть составлен протокол. Дальше дело отправляется на рассмотрение в суд. И вот тут-то и начинается время, которое приносит предпринимателям убытки», - продолжают в департаменте.

Если сотрудник ГИБДД или лесной инспектор при проверке сопроводительного документа найдут ошибку, то они обязаны составить протокол и арестовать технику и лес до решения суда. Суда можно ждать месяцами.

Предприниматели, которые держат в своем штате юриста и бухгалтера, не видят проблемы в ЕГАИС – есть человек, который правильно может заполнить сопроводительный документ. Те же, кто имеет, к примеру, одну машину, которая их кормит, и заполняют все документы сами, не имея соответствующего образования, рискуют остаться в случае ошибки без средств к существованию. 

2 марта 2017 года предпринимателя из Никольска признали виновным по статье 8.28.1 ч. 5 и назначили штраф в размере 30 000 рублей. Его машину задержали 6 февраля 2017 года -  нашли ошибку в сопроводительном документе. Предприниматель ошибся в годе транспортировки и не указал конкретный адрес. На разбирательства ушел месяц.

«Понятно, что ошибки могут закрасться. Но законодательство не разграничивает, в принципе нет сопроводительного документа или там закралась какая-то ошибка. Если формально смотреть кодекс об административных нарушениях, состав нарушения один – сопроводительный документ заполнен ненадлежащим образом. Формально все вот эти действия подпадают под одну статью - штрафы очень серьезные. В основном проблемы у вологодских лесозаготовителей возникают в Ленинградской области, когда наши везут продукцию на экспорт», - говорят в департаменте лесного комплекса.

Так, например, 24 июля 2017 года сотрудники ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе контрольных мероприятий на территории Бокситогорского района на автодороге Вологда – Новая Ладога проверили сопроводительный документ, оформленный ПАО «Бабаевский леспромхоз» для перевозки круглых лесоматериалов.

В результате проверки выяснилось, что в сопроводительном документе два пункта противоречат друг другу. Так, в пункте 7 было указано, что с этой древесиной была произведена сделка между ОАО  ЛХК «Череповецлес» и ООО «Стора Энсо Форест Вест». А в пункте 3 собственником древесины был указан ПАО «Бабаевский леспромхоз». В системе ЕГАИС не нашлось сведений о сделке, заключенной между ПАО «Бабаевский леспромхоз» и ООО «Стора Энсо Форест Вест». Также в документе не было указано место нахождения грузоперевозчика, пункты отправления и назначения не позволяли достоверно определить место пункта отправки и доставки древесины – не была указана даже область, куда она должна была поступить. Кроме того, в документе вместо подписи гендиректора стояла подпись рядового сотрудника.

На время, пока шло разбирательство, автомобиль с древесиной был арестован. Штраф 500 тысяч рублей на Бабаевский леспромхоз наложили в городе Пикалево Ленинградской 25 октября 2017 года. Нарушения, действительно, были достаточно серьезными. Фирме удалось снизить штраф в два раза, но за три месяца лес был испорчен.

В ходе мероприятия «Лес» сотрудники ГИБДД Сямженского отделения полиции остановили в марте грузовик "Скания", который перевозил лесную продукцию без надлежащим образом оформленных документов. При проверке в системе «ЕГАИС» полицейские выяснили, что перевозка лесной продукции осуществлялась договору купли-продажи с истекшим сроком действия. По данному факту возбуждено административное расследование по ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ. Фото областного УМВД.

2 млн рублей штрафов

Департамент лесного комплекса Вологодской области не раз направлял предложения по исправлению работы системы ЕГАИС. Менять ее нужно на федеральном уровне.

«Нами было высказано, в частности, предложение разграничить ошибки. Например, когда в принципе нет подтверждающих документов и когда закралась ошибка. Предложения пока находятся на рассмотрении».

В 2017 году общая сумма штрафов за нарушения, касающиеся сопроводительного документа при перевозке леса, составила в Вологодской области более 2 миллионов рублей. В 2016 она была меньше в два раза – около 900 тысяч рублей.

Специалисты департамента связывают это с тем,  что в прошлом году были внесены изменения в перечень видов древесины, на которые распространяются требования как по сопроводительному документу, так и по внесению информации по сделкам с древесиной в ЕГАИС. В итоге в перечень вошли практически все пиломатериалы.

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика